Руфь Сен-Дени (St. Denis, Ruth) (ок. 1880-1968), американская танцовщица и хореограф, основоположница танца «модерн».
Руфь появилась на свет 20 января 1879 года в американском городе Ньюарк (Newark) штата Нью-Джерси. Уже с раннего возраста Руфь начала обучаться танцам. Первые уроки танца она получала от своей матери, поклонницы методов теоретика танца Франсуа Дельсарта, который учил, что каждому переживанию человека соответствует определенное телодвижение и посредством движений можно передавать любые человеческие чувства. В 13 лет Руфь начинает профессиональную карьеру танцовщицы, участвуя в водевилях.
16-летняя Руфь Сен-Дени исполняет греческий танец
В 1898 году 19-летнюю Руфь замечает театральный режиссер и продюсер Давид Беласко и 4 года Руфь играет в его театральных постановках "Заза" и "Мадам дю Барри". Беласко дает Руфи прозвище "святая" - Saint, Руфь принимает его и отбрасывает одну букву в своей фамилии, превращаясь из Ruth Dennis в Ruth St. Denis.
В начале своего духовного пути Руфь Сен-Дени увлекается теософией и философией американских трансценденталистов. В 1903 году Сен-Дени была в аптеке с другим членом компании Беласко в Буффало, Нью-Йорк, когда она увидела рекламный плакат египетских сигарет "Божество". На плакате было изображение египетский богини Исиды восседающей на троне в храме, оно пленило Сен-Дени на месте. Руфь почувствовала неодолимую тягу к культуре Древнего Египта. Позже Руфь глубоко заинтересовалась Индией и буддизмом.
Уже в следующем году после своего древнеегипетского переживания она начинает постановку собственного балета "Радха" (Radha) на музыку Л.Делиба (1906) по мотивам индийской мифологии (Радха - смертная девушка, полюбившая бога Кришну). С 1906 по 1909 год Руфь Сен-Дени гастролирует по Европе и в 1909 году возвращается обратно в США.
Ее танцы были свободными, лирическими, одухотворенными и отражали ее интерес к культурам Африки, Ближнего Востока и Восточной Азии. Руфь Сен-Дени ставит постановки на различные экзотические темы: древнеегипетскую (балет "Egypta"),
Руфь Сен-Дени в постановке "Egypta"
византийскую (Dance of Theodora),
Руфь Сен-Дени в роли византийской царицы Феодоры
арабскую (Romance of the Desert),
Руфь Сен-Дени в постановке "Romance of the Desert"
индийскую (Black and Gold Nautch, Radha),
Руфь Сен-Дени в постановке "Радха" (Radha)
мексиканскую (Xochitl),
Руфь Сен-Дени и Тед Шоун в постановке "Xochitl"
библейскую (Jephtha's Daughter, Sister of Moses),
Руфь Сен-Дени и Тед Шоун в постановке "Мириам, сестра Моисея" (Miriam, Sister of Moses)
японскую (Flower Arrangement).
Руфь Сен-Дени в постановке "Flower Arrangement"
Руфь Сен-Дени (В платье гейши) 1916
Расцветший в двадцатом веке, главным образом в Штатах и Германии, танец модерн своей экспериментальностью походит на современное искусство и музыку. Он появился в конце девятнадцатого века; его пионеры в Штатах - Айседора Дункан, Руфь Сен-Дени, и Тед Шон (Ted Shawn), в Германии - Рудольф фон Лабан и Мари Вигман. Каждый из этих людей бунтовал против и консервативной классики, и против мелочности зрелищных танцев.
1906
Руфь Сен-Дени становится в один ряд с другой великой танцовщицей эпохи модерн - Айседорой Дункан, однако каждая из них проповедовала свою философию танца. Как отмечала биограф Руфи Сен-Дени Сюзанна Шелтон, Айседора Дункан стремилась к идеалу "Я во Вселенной", а для Руфь Сен-Дени идеалом было "Вселенная во мне". Общим для всех танцовщиков модерна было стремление посредством тела вдохновить зрителя и внушить ему новое понимание танца. Модерн фокусирует внимание на балансировке и использовании тела для создания формы в пространстве, классический балет сосредоточен на линиях. Модерн стремится к использованию ломаных движений и ассиметричных фигур. В основе этого - атлетизм, а не плавные, легкие черты, присущие балету.
Руфь Сен-Дени была первой американской танцовщицей, которая из традиций и приемов варьете создала серьезный концертный танец.
1919
Руфь Сен-Дени оставила след и в кинематографе. В 1916 году она была хореографом вавилонских танцев в фильме "Нетерпимость" (Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages).
Руфь Сен-Дени на съемочной площадке
В 1914 году Руфь Сен-Дени выходит замуж за студента-богослова Теда Шоуна, изганного из университета за занятия танцами. Тед Шоун был младше Руфи на 12 лет. Вместе Тед и Руфь в 1915 они основали труппу «Денишоун» и школу танца в Лос-Анджелесе.
Руфь Сен-Дени и Тед Шоун в постановке "Селянка и святой" (The Native Girl and the Holy Man)
Руфь Сен-Дени со студентами
Руфь Сен-Дени и муж Тед Шоун с учениками, около 1920 года
Руфь Сен-Дени и ученики «Денишоун» в Ishtar of the Seven Gates.
Школа просуществовала до развода Руфь и Теда в 1931 и повлияла на развитие танца модерн, который стал весьма популярен в США. Из школы «Денишоун» вышли многие ведущие представители фигуры танца модерн, в том числе Марта Грэм, Дорис Хемфри и Чарльз Вейдман. Брак Теда и Руфи распался в 1931 году из-за любовного романа между Тедом и мужчиной-танцором из числа его учеников.
Руфь Сен-Дени и муж Тед Шоун на заднем дворе «Денишоун», около 1920 г.
В 1938 году Сен-Дени основала Университет Адельфи, один из первых университетов танца в Америке. На протяжении многих лет Сен-Дени учила танцам в Голливуде.
Женщина исключительной красоты, Руфь Сен-Дени любила выступать в экзотических и иногда полупрозрачных костюмах, с роскошными декорациями и световыми эффектами. До 1955 она регулярно выступала на Фестивале танца Джекобс Пиллоу, основанном Т.Шоуном в Ли (шт. Массачусетс), и до конца дней пропагандировала танец модерн. Последнее выступление Руфи Сен-Дени состоялось в 1966 году. Она умерла от сердечного приступа в Лос-Анджелесе 21 июля 1968 года в возрасте 89 лет. Среди самых известных ее постановок - Фимиам (Incense, музыка Харви Уэрдингтона-Лумиса),
Руфь Сен-Дени в "Фимиаме"
Кобры (The Cobras, на музыку Л.Делиба из оперы "Лакме"),
Руфь Сен-Дени в "Кобре"
Йоги (Yogi, музыка Уолтера Мейеровица),
Руфь Сен-Дени, как йог. 1911
Из статьи Руфи Сен-Дени 1924 года в журнале «Denishawn»:
"Я вижу ритмично танцующих мужчин и женщин, в радости, на вершине холма, купающегося в шафрановых лучах восходящего солнца.
Я вижу их медленно движущихся, со спокойной безмятежностью жестов в свете луны. Я вижу их празднование; празднование земли, неба, моря, холма свободными и счастливыми движениями, которые так же передают их чувство умиротворения и восхищения.
Руфь Сен-Дени с гостями на ужине в японском стиле
Я вижу Танец, как способ общения души с душой, через выражение всего того, что очень глубоко, очень тонко для передачи словами.
Я вижу детей, растущих правильно и пропорционально, здоровых, уверенных в своих движениях, полных достоинства и грации, несущих их тела с лёгкостью и силой. Я вижу наш род, который становиться всё более чутким и быстрым в процессе своего выздоровления, - так как Танец оздоровляет душу.
Руфь Сен-Дени в Ourieda, 1912
Танец - есть движение, которое есть сама жизнь, сама красота, сама любовь, гармония и сила. Танцевать - это, значит, жить на более тонких и высоких вибрациях, жить чистой, гармоничной, контролируемой жизнью. Танцевать - это значит, чувствовать себя частью космоса, вырастающей из реальности собственной духовности.
Руфь Сен-Дени в "Лакме" 1906
Свободный танец не знает границ. Ребёнок начинает танцевать на коленях своей матери. Каждому возрасту необходимо иметь свои жесты для выражения любви, доверия и безмятежности. В каждом жизненном цикле заключена своя двигательная активность и присущая ему красота. Поэтому, пусты и ничтожны попытки, ускорить, или задержать естественное развитие ума, перехода молодости к зрелости, даже, если это делается от имени искусства.
Руфь Сен-Дени в роли Клеопатры, начало 1900-х гг.
Искусственно созданное и поэтому ограниченное мнение о том, что в танце исполнители подвергаются жестким и необычным испытаниям, действительно, т.к. относиться к большинству артистов сцены. Так, спектакль, в котором певец, танцор, или актёр, играет роль слишком молодого для своего возраста действующего лица, - трагичен. Но ещё более трагична ситуация самого артиста, который достигнув своей зрелости, возраста расцвета и красоты ума, вынужден закончить свою карьеру, по причине господствующего спроса на молодость у инфантильной публики. Когда-нибудь, наша отношение к миру будет принято с восторгом свежести в детском возрасте, с достоинством полной грации людей старшего возраста, и в искусстве - так же естественно, как восприятие самой жизни. И тогда, танец раскроет многогранную правду бытия, многочисленные радости ещё неизведанные или невидимые, которые станут доступными.
Руфь Сен-Дени. 1910
Откройтесь для танца! Увидьте, он вернёт вам это сторицей. Он расширил горизонты, дал чувство чего-то, что было ранее ещё скрыто, это будет новый источник силы для каждого, новая ценность бытия.
Танец, как жизненный опыт, не является чем-то взятым из вне, чем-то, что должно быть с трудом выучено, он не является имитацией.
Танец является естественным движением тела, которое долгое время было отвергнуто, искривлено. Желание танца для тела было бы так же естественно, как желание есть, бегать, плавать, если бы наша цивилизация объявила это инстинктивное и вместе с тем приносящее радость действие, способом быть гармоничным человеком. Наша религия, наши переполненные города, наша одежда, наш транспорт ответственны за инерционность человеческой массы, которая в силу нехватки времени зажата в ограничениях. Но мы начинаем выпутываться из этого, вырываться наружу, требовать пространства для мысли и танца.
О, танцоры и влюблённые в красоту, идите, звучите вместе, и увидите, что вместе мы сумеем сделать мир лучше, «более близким к желаниям наших сердец!»
Ибо, я вижу связь магической Красоты, которая существует не в уже знакомом нам мире, а в другом, созданном по его подобию, но с использованием новых, гармоничных правил. Я вижу прожитую жизнь, как мост между двух миров, внутренним и внешним, восприятием и самовыражением, Природой и Искусством.
Я вижу места, в которых люди глубоко погружаются в собственные размышления, где Правда любима, и где существует пространство Красоты, и где проявлено божественное «Я».