Раскопки Херсонеса начала ХХ века

Feb 25, 2013 23:09


Председатель Императорской Археологической комиссии граф Алексей Александрович Бобринский высоко ценил достижения науки и техники и одним из первых в России стал обладателем дагерротипного аппарата, выписав его из Парижа.
Источник

Общий вид здания «Склада местных древностей»




К моменту, когда возглавляемое им учреждение начало планомерные раскопки Херсонеса Таврического, фотография получила в свое распоряжение довольно совершенные камеры и объективы, развилась технология фотопечати, прочные позиции занимала портретная, художественная, репортажная съемка.

Уголок экспозиции севастопольского археологического музея конца XIX века - «Склада местных древностей»



Производителем работ в Херсонесе в 1888 году был назначен уважаемый севастопольский гражданин, член Одесского общества истории и древностей К.К. Косцюшко-Валюжинич.

Общий вид на экспозицию музея конца 19 - начала 20 века



Человек в высшей степени аккуратный, привыкший работать с документацией, Карл Казимирович тщательно фиксировал результаты раскопок - изготовлял слепки с надписей, т.н. эстампажи, зарисовывал находки, чертил планы.

Собрание античных и средневековых надгробий, а в витринах на стене - мелкие изделия из бронзы



Для особо важных рисунков и планов обращался к профессиональным художникам и чертежникам, но наладить постоянную фотофиксацию своих археологических открытий ему удалось не сразу.

Неизвестный в помещении «Склада местных древностей» на фоне глиняных бочек - пифосо



Первое упоминание о сделанной для отчета фотографии относится к февралю 1889 года - какому-то не названному в финансовой ведомости фотографу было уплачено 6 рублей за два снимка восковых слепков (это были слепки терракотовых головок, найденных в 1888 году в мастерской античного скульптора).

Вид на внутренний двор музея, где была сооружена копия раннехристианской базилики



В Херсонес, отдаленный тогда от Севастополя на три версты, фотографа привозили и увозили на извозчике.

Вид на пролом в древней крепостной стене, где был устроен вход на территорию городища, и пролегала дорога к музею



Еще одним севастопольским фотографом и художником, с которым тесно сотрудничал К.К. Косцюшко-Валюжинич, был знаменитый Михаил Николаевич Протопопов. Его фотографии украшали многие отчеты Карла Казимировича, печатались в изданиях Императорской Археологической комиссии. Его ателье под названием «Крымская фотография» располагалось на Большой Морской, д. 18.

Вид экспозиции с собранием разнородных памятников из раскопок Херсонеса



Более 80 тысяч негативов, на которых зафиксирована вся история археологических исследований Херсонеса - съемки процесса раскопок, виды открытых памятников и многочисленные изображения находок; материалы по истории создания, формирования и развития музейных экспозиций; портреты исследователей Херсонеса, деятелей Императорской Археологической Комиссии и Одесского Общества Истории и Древностей - хранятся в научном архиве Национального заповедника «Херсонес Таврический».

Вид на внутренний двор музея, бытовая сцена



Самая интересная, но и самая проблемная часть негатеки - это негативы на стеклянной основе. Таких негативов - более 10 тысяч. На негативах зафиксирован процесс археологических раскопок, найденные при раскопках предметы, экспозиция первого музея под названием «Склад местных древностей»

Артель рабочих К.К. Косцюшко-Валюжинича в проеме открытых им ворот



Период их создания - конец ХIХ - начало ХХ вв.

Артель рабочих на краю раскопа в юго-восточной части городища



К сожалению, возможно по причине неудовлетворительных условий хранения в прежние годы, возможно, - в результате сложностей транспортировки в период эвакуации и реэвакуации (1914, 1918 гг., 1941, 1944 гг.), многие негативы имеют дефекты, отслоение и физические повреждения эмульсии, часть негативов разбита на фрагменты.

Бригада рабочих на раскопках городища. 1911 год



Военные в пространстве между оборонительными стенами



Дети у античных ворот. 1899 год



Известная надпись, посвященная императору Зенону, в экспозиции музея, в окружении других находок



Капители, базы, колонны и алтарные преграды из раскопок средневековых памятников Херсонеса, выставлены для всеобщего обозрения во дворе музея



М.И. Скубетов в районе Главной улицы.



Мальчик в раскопанном помещении т.н. Монетного двора. 1904 год



Маячный полуостров. Раскопки в местности т.н. Страбонова Херсонеса. 1912 год



Монах из монастыря св. Владимира возле Уваровской базилики



На разломе берега в Уваровской базилике



На участке крепостной стены античного поселения на Маячном полуострове



Неизвестный в проеме древних ворот.



Р.Х. Лепер с гимназистами на раскопках некрополя близ Карантинной бухты



Рабочие на раскопках в южном районе городища. 1905 год



Рабочие на раскопках кварталов на северном берегу херсонесского городища



Рабочие с вагонеткой на раскопках у оборонительных стен близ Карантинной бухты



Рабочий на раскопках т.н. Страбонова Херсонеса (Маячный полуостров). 1912 год



Рабочий на раскопках античного сооружения на Главной улице



Рабочий на раскопках водосборной цистерны в центральной части городища



Рабочий на раскопках



Рабочий с пилой, сидящий на античной башне у входа в «Цитадель»



Раскопки в окрестностях Херсонеса. Маячный полуостров



Раскопки некрополя в районе бывшего скотного двора монастыря



Ребенок в «Храме с ковчегом»



Священник в крещальне Уваровской базилики



Солдат, сидящий на пороге склепа римского времени






Крым, Россия, история, фото

Previous post Next post
Up