МАНТРА ВСЕ КЛИКАБЕЛЬНО
При первоначальном сооружении Мариинской водной системы (1799 - 1808 гг.) «в ущелье», где река Вытегра «... окружена высокими каменистыми горами и делает несколько извилин», были поставлены одно- и двухкамерные деревянные шлюзы Св. Андрея (на 32-й версте от Вытегры при деревне Великий Двор), Св. Самсония и Св. Михаила, а ниже - трехкамерный шлюз Св. Павла (на 30-й версте при селе Парфеевское). Каждая шлюзовая камера имела в длину 15 сажен и в ширину 30 футов. При шлюзах стояли плотины. За редким на реке Вытегре исключением (шлюз Св. Андрея) все шлюзы были устроены в деривационных (подводящих воду) каналах, прорытых в извилинах реки. В 1890 - 1896 годах извилистый участок русла длиной 1,5 версты был выведен из водной системы перекопом.
Шлюз Императрицы Марии Федоровны на Мариинской системе каналов
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4117/97833783.152/0_991e9_e24450f6_XXXL.jpg)
По всему Мариинскому водному пути было два наиболее значительных перекопа: Перекоп № 1 около села Девятины (437,75 сажени в каменистом грунте с заложением дна на глубине 11,01 сажени от поверхности) и Луковецкий перекоп на реке Шексне. Девятинский перекоп был самым грандиозным сооружением переустройства Мариинской водной системы 1890 - 1896 годов. Работы производились устройством тоннеля по так называемому английскому способу, который применялся в Англии, Америке, Италии, Швейцарии и Австрии. В России этот способ был применен впервые.
Существующий фарватер у шлюза св. Алексея. 1892 г.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6438/97833783.152/0_991ea_973fd909_XXXL.jpg)
Сущность тоннельного способа состояла в том, что на уровне дна будущего канала проводился тоннель-штольня, который сообщался с поверхностью рядом шахт. Выламываемый на поверхности грунт скидывался по каналам шахт в штольню, где под отверстиями шахт стояли вагоны подвижного состава. Грунт вывозился из штольни и сбрасывался под эстакаду, по которой двигался состав. Путь для отвозки грунта из перекопа шел по косогору левого берега и, обойдя деревню Каменную, выходил по деревянной эстакаде (в 340 сажен длиной и 6 сажен высотой) на низкий луг, впоследствии исчезнувший под насыпанным грунтом.
Укладка короля на шлюзе св. Николая. 1892
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4120/97833783.152/0_991eb_a6326030_XXXL.jpg)
По рельсам двигались два локомотива с подвижными составами, каждый состоял из 45 вагонов (по 3 вагона под каждую из 15 шахт). Наверху у каждой шахты работало по 16 человек, внизу в штольне - по двое. Ломку вели вручную с незначительной поддержкой взрывными работами. Во время этих трудных работ появлялись неожиданные препятствия, например, в одной части перекопа под плитами залегал пласт, состоящий из чередующихся слоев камня и глины всех цветов и составов, вся эта масса с наступлением оттепелей приходила в движение.
Устройство перекопа у шлюза св. Алексея. 1892 г.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4116/97833783.152/0_991ec_15b6f86c_XXXL.jpg)
На постоянной работе были задействованы в среднем 1200 человек и 500 лошадей. Рабочих рук не хватало. Продовольственное и техническое обеспечение шло с перерывами осенью и весной, а зимой было очень дорого, так как можно было использовать только гужевой транспорт (лошадей). В одну из зим ударили тридцатиградусные морозы. Один год строительства совпал с неурожаем. Дважды возникала угроза холерной эпидемии.
Девятинский перекоп. Паровоз ведет груженый состав. 1893
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6446/97833783.152/0_991f3_c6c19ca6_XXXL.jpg)
Строительство Перекопа № 1 осуществлялось пять с половиной лет. Объем выемки составил более 80 тысяч кубических сажен, в том числе 5 - глинистого грунта и 76 - плитного и каменистого (доломитизированного) известняка (соответственно 786, 48,5 и 737,5 тысячи кубических метров. Первый российский опыт тоннельного способа строительства канала превысил по объему работ все известные ранее в шесть раз.
Проводка барж по Мариинской системе
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5644/97833783.152/0_991f4_6d2d94ee_XXXL.jpg)
Перекоп обошел излучину реки, где стояли шлюзы Св. Самсония и Св. Михаила. В самом перекопе оборудовали три шлюза длиной по 50 сажен каждый. В техническом отношении три шлюза при одной плотине с расстояниями между камерами по 125 сажен фактически были одним трехкамерным шлюзом.
Землечерпательная машина Мариинская 5-ая. Река Ковжа.1909 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5625/97833783.152/0_991f5_2fe67e01_XXXL.jpg)
Сегодня в долине реки можно видеть остатки целого комплекса деревянных гидросооружений старой Мариинки разных лет постройки. Немного ниже устья Белого Ручья в русле Вытегры-Мариинки находятся руины плотины и шлюза Св. Андрея. Остались бревенчатые укрепления стенок бывшей шлюзовой камеры и упавшие ворота. Действующее русло при повороте в перекоп перегораживают остатки плотины Св. Самсония и деревянные конструкции шлюза Св. Самсония первой постройки. Искусственное происхождение перекопа легко определяется по прямолинейному направлению и ровным склонам.
Ковжская плотина.1909 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6446/97833783.153/0_991f6_96db0903_XXXL.jpg)
В нижней части бортов перекопа местами видны остатки креплений береговых откосов. Шлюзы Св. Самсония, Св. Михаила и Св. Владимира (вниз по течению соответственно № 25, 24, 23), некогда стоявшие в перекопе, ныне представляют собой остатки бревенчатых конструкций боковых стенок и дна камер да железных тяг, крепивших деревянные конструкции к «каменным» склонам перекопа. Можно даже «угадать» технические особенности устройства камер.
Колокольчики. Этюд.У Ковжской плотины. 1909 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6444/97833783.153/0_991f7_1c711fc6_XXXL.jpg)
Несохранившийся ныне «пол» дна камер двух верхних шлюзов был настлан на лежни, прикрепленные к плитам известняка, а камера шлюза Св. Владимира имела свайное основание. Полусгнившие лежни в одном и остатки свайного основания в другом месте можно еще различить. Вид первых шлюзов Св. Михаила восстановить хотя бы в общих чертах по фрагментам деревянных конструкций и свайных укреплений в русле реки уже фактически невозможно.
Лижма (пловучий остров). У Ковжской плотины.1909 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4122/97833783.153/0_991f8_d05f6f94_XXXL.jpg)
В 1887 году в обход Маткозера был построен Ново-Мариинский соединительный канал общей длиной около 9 верст, включая 2 версты 7 сажен старого канала (от устья первого канала до шлюза Св. Петра). Шлюзов на новом канале было всего два. Подъем судов на водораздельный плес канала производился через шлюз Св. Александра, а пропуск в Балтийскую ветвь осуществлялся шлюзом Св. Петра.
На реке Вытегре. 1909 год.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4122/97833783.153/0_991f9_d2122c7a_XXXL.jpg)
Местность в окрестностях канала и шлюзов была совершенно открытая. В версте от шлюза Св. Петра находился обелиск, установленный в честь Петра I генералом Деволантом. От памятника была видна котловина спущенного в 1886 году Маткозера. На пятой версте нового канала в стороне от Александровского шлюза долго сохранялись остатки бывшего Константиновского водопровода. В конструкции этого сооружения можно было разобраться еще в довоенные годы XX века.
Лилии. Этюд. Кувшинки. У Ковжской плотины.1909 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4121/97833783.153/0_991fa_100bb026_XXXL.jpg)
Памятник в честь окончания строительства нового соединительного (Ново-Мариинского) канала между реками Вытегрою и Ковжею. Шлюз св.Александра.1909 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4121/97833783.153/0_991fb_5175d90_XXXL.jpg)
Плотина Св. Ксении на реке Вытегре. 1909 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4117/97833783.153/0_991fc_1f4b6aff_XXXL.jpg)
Плотина св. Павла в Девятинах.1909 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4132/97833783.153/0_991fd_f4901137_XXXL.jpg)
Ремонтная мастерская М.П.С. в Девятинах. Река Вытегра. 1909 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5632/97833783.153/0_991fe_d2996e27_XXXL.jpg)
Сад М.П.С. и шлюз св. Павла
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6437/97833783.153/0_99201_9b149bce_XXXL.jpg)
Село Девятины и водоспуск шлюза св. Бориса. 1909 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5630/97833783.153/0_99202_320c756f_XXXL.jpg)
Старый Петровский шлюз около дер. Петровское. Остатки шлюза св.Петра на старом Мариинском канале.1909 год.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5630/97833783.153/0_99203_1b236974_XXXL.jpg)
![](http://www.bigsauron.ru/valid2325_hc3152e02044e0a2bc336776ea33c1983.jpg)