Редкие гости на моем экране

Nov 14, 2006 13:47

Пыль(2005)
режиссер Сергей Лобан
в ролях Алексей Подольский, Петр Мамонов, Псой Короленко, Дмитрий Пименов, Алексей Агеев, Лариса Пятницкая

Сюжет этой постсоветской фантасмагории вполне кафкианский: Алексей, человек с явными отставаниями в развитии, работает на фабрике игрушек, живет с бабушкой в хрущовке, клеит самолетики и слушает пластинки советской эстрады. В один из дней к нему на работу приходят представители Кровавой Гебни(ТМ) и предлагают поучаствовать на благо Родины и Страны в одном очень секретном эксперименте. Не за бесплатно, конечно, не те времена, а за четыре отгула и десять тысяч рублей. Алеша думает пару минут и подписывает дьявольское соглашение. На следующий день, он отправляется по указанному адресу и находит секретную лабораторию в одном из местных подвалов. Во время эксперимента он видит, как его изображение в зеркале меняется на образ мощного атлета с накаченными мышцами. В его голове появляется и укореняется мысль, что он живет не в своем теле, подлинное тело кем-то похищено и он должен его вернуть. С этой минуты прежняя жизнь Алексея развеивается как пыль по ветру, но и новая не спешит заключить его в свои объятия. Беда в том, что такие люди, как Алексей и его бабушка могут жить лишь в тех глубоких заводях совка, до которых так и не смогла добраться мутная волна перемен. Едва, в силу обстоятельств, они оказываются вырванными из нагретой за десятилетия колеи, вихри новой, безумной жизни рвут их в щепки. Сектанты-иеговисты заманивают на свои сборища ("Выступает наш брат Павел из Америки": Псой Короленко в своем репертуаре), Кровавая Гебня(ТМ) начинает преследовать нашего героя, слишком интересующегося секретным экспериментом, профессиональные правозащитники, увлеченно толкующие в своем "Мемориале" о том, какие еще козни можно устроить нынешнему фашистскому режиму, принимают Алексея в свои объятья. Еще бы, его преследует Гебня, это хорошо, "это мы сейчас же выложим в интернет, а куда вы хотите эмигрировать: в Швецию, Бельгию, во Францию? Вы диссидент в третьем поколении, вам на запад зеленый свет". Не перемершие шестидесятники на фоне безбрежных пустошей Поклонной горы поют своего Окуджаву, бандюки разъезжают на ворованных тачках, глухонемые распевают перестроечный хит "про мы хотим пелеменьперемен", опереточные дамочки из службы психологической поддержки втягивают Алексея в свои фрустрационные хороводы, сатанинские дискотеки пугают его спиртным и анашой. Мир сошел с ума. И над всей этой сатанинской свистопляской парит Петросян, чьи действительно демонические рыла служат рефреном всему фильму. Главный герой, добившись права воспользоваться еще раз чудодейственной камерой в секретной лаборатории, в последние мгновения своей жизни перед самым распадом, видит не свое мускулистое изображение, ради которого он и пошел на все эти муки, а все тоже оскаленное рыло Петросяна. Все обман, все иллюзия и все только пыль, как и объяснил ему заслуженный гинеколог Мамонов незадолго до финала.
Очень сильная картина, несмотря на явно любительские съемки и живой звук. Я не сомневаюсь, что кино станет культовым. Не знаю даже, что еще сказать.

Посредник (1990)
режиссер Владимир Потапов
в ролях Андрей Тарасенко Олеся Судзиловская

Не забудь, что ты не Пушкин,
И не лезь тягаться с ним,
Кирпичом по черепушке
Мы тебя благословим

Если в этих строчках Шефнера, Пушкина поменять на Тарковского, то они подойдут как раз для этого фильма. 11 минут унылых планов без единого слова, а затем еще полчаса отсутствия всякого действия (может и больше, но я уже ниасилил) могут сломать кого угодно. По моему, лучше перечитать еще раз вполне энергичную повесть Мирера, чем смотреть этого недоТарковского.

movies

Previous post Next post
Up