режиссер Mario Bava
в ролях Giacomo Rossi-Stuart Erika Blanc Fabienne Dali
В
этой статье довольно подробно разбирается данное кино. Редкий случай, когда соглашаешься с критиками: это действительно лучшая картина Марио Бавы. Прежде чем, захлебываясь от восторга, говорить о достоинствах ленты, упомяну единственный минус и не буду больше к нему возвращаться. Игра актеров на главных ролях весьма и весьма посредственная.. Причем актеры второго плана вполне колоритны и удачны, но главный герой выражает эмоции еще скупее Терминатора. В любой ситуации, даже самой критической, с его лица не сходит бесстрастное выражение пластикового пупса. Актриса, играющая вернувшуюся в город старшую дочь хозяйки поместья, привлекает к себе внимание в основном красивыми ногами, а не своей игрой. Но это все, что можно сказать плохого о фильме.
Сюжетно этой мрачной готической истории на редкость для режиссера ладно скроен и крепко сшит. Маленький древний городок уже многие годы истязается мстительным призраком маленькой девочки. Увидеть призрака или просто рассказать о его существовании чужаку, означает умереть мучительной смертью в самое ближайшее время. Горожане защищают себя и свои жилища при помощи амулетов и связок чеснока, но все бесполезно, поскольку власть призрака непоколебима. В прологе мы видим, как женщина, против своей воли, бросается с высоты на железные прутья ограды и слышим призрачный детский смех. Затем знакомимся с Полом Эшвеем, судмедэкспертом, приехавшим в город по вызову полицейского инспектора. Возница неохотно подвозит его до городской черты, но наотрез отказывается везти дальше и даже умоляет доктора вернуться. Он говорит о проклятье и стремительно уезжает прочь. Но доктор - материалист, он не верит в эти суеверия и предупреждение возницы относится скорее к зрителю, чем к персонажу. Доктор сразу по прибытию решает произвести вскрытие тела, но суеверные горожане спешат похоронить тайком тело, но не отдавать его под скальпель пришельца. Тем не менее, вскрытие производится и врач делает странное открытие: в сердце покойницы кто-то вложил серебряную монетку. После этого события вокруг героя возникает как бы мертвое пространство. Местные ненавидят его за кощунство над трупом и даже организовывают нападение Таинственные события преследуют его на каждом шагу: внезапно в полночь, городской колокол начинает звонить сам по себе, доктор встречает маленькую девочку, о которой никто не хочет говорить. Инспектор отправляется в поместье Грапс и исчезает. Эшви отправляется в поместье, где знакомится с баронессой и впервые связывает встреченную им девочку с умершей давным-давно младшей дочерью хозяйки поместья. Кольцо кровавых смертей начинает сжиматься вокруг главных героев.
Визуальный ряд более чем хорош: он просто превосходен. Каменные узкие улочки выморочного города наполнены тенями и туманом. Снятые в основном низким ракурсом сцены внушают зрителю постоянное чувство тревожного ожидания. Бава одной лишь камерой вызывает у зрителя головокружительное чувство дезоориентирующего страха: камера может взорваться исступленной чередой приближений-удалений: это под жуткий призрачный смех раскачивается на качелях возле дома намеченной жертвы та, что мстит горожанам за свою смерть, случившуюся по их вине. Одна из кульминационных сцен, в которой призрак преследует героиню на спиральной лестнице должна войти в сокровищницу лучших сцен хоррора наравне со сценой двойного убийства в "Suspiria". Цвет, музыкалный ряд, камера единодушно ввергают зрителя в атмосферу готического кошмара. Интересно наблюдать сколько режиссеров цитируют ту или иную сцену, мотивы и образы из этого фильма. Даже Линч не остался равнодушным к этой ленте, позаимствовав сюрреалистическую сцену погони главного героя за самим собой в финальных кадрах "Твин Пикса".
Бава - хороший режиссер, это понятно, ведь даже в его неудачных работах можно найти оригинальные образы, эффектные сцены, но здесь он настолько хорош, что хочется выть от жалости, что не все фильмы он смог выдержать на столь высоком уровне. Безусловно, теперь фильм войдет в мой топ лучших картин жанра.