Режиссёр: Stefano Sollima, Claudio Cupellini, Francesca Comencini
В ролях: Walter Lippa (Carlucciello o Pescivendol), Salvatore Esposito (Genny Savastano), Fortunato Cerlino (Pietro Savastano), Marco D'Amore (Ciro di Marzio), Fabio de Caro (Malammore), Maria Pia Calzone (Immacolata Savastano), Massimiliano Rossi (Zecchinetta), Gaetano di Vaio (Baroncino), Marco Palvetti (Salvatore Conte), Ivan Boragine (Michele Casillo), Elena Starace (Noemi)
Мы знаем, что пик фильмов о мафии в Италии пришелся на семидесятые годы. Для Италии это были тяжелые времена схожие с 90-ми в России. Процветала преступность как обычная уличная, так и организованная, коррупция среди чиновников всех рангов и полиции. Чехарда слабых правительств фиксировала бессилие властей, профсоюзы увлеченно бастовали, а леваки стремительно скатывались в террор. Понятно, что тема преступности и незащищенности обывателя усиленно эксплуатировалась в кино. Среди сотен фильмов были свои шедевры и отстой, но в целом ленты убеждали зрителя, что в условиях существующего раздрая честный полицейский, оставаясь в рамках закона, мог рассчитывать только на пулю в финале. Когда на советские телеэкраны вышел ставший хитом домохозяек «Спрут», то он оказался откровением для не искушенного советского зрителя. В самой Италии этот продукт от Дамиано Дамиани шедший с 1984 по 1989 стал своего рода подведением итогов прошлого десятилетия, бесконечным сериалом, в котором все уже отработанные сюжеты были умело скручены в один тугой узел. Комиссар Каттани с лицом Микеле Плачидо (на самом деле в этой роли мы должны были видеть Франко Неро, но Дамиани смог выесть мозг у всей итальянской государственной телерадиокомпании) упорно преодолевая все препятствия, шел к уже упомянутой традиционной финальной пуле. Прошло еще немного времени, и итальянское кино пропало с экранов кинорадаров быстрее, чем затонул Титаник.
Портрет на фоне портрета
Мы не говорим об авторском кинематографе, который регулярно доходил до своего потребителя. Но массовое кино Италии 90-х и нулевых это по большей части мертвая зона. То, что добиралось до зрителя, было в основном ужасными поделками пытающимися срубить немного деньжат на старой популярности итальянских бэшек. О состоянии современного крайма мы могли судить в основном по телевикам Микеле Соави, добротным, но проходным вещам. И вот теперь мы можем реально оценить уровень криминального кино Италии.
Свое слово сказал режиссер Стефано Соллима заявивший о себе уже дебютом
A.C.A.B.: All Cops Are Bastards \ Все копы - ублюдки , яростной нетолерантной лентой о том, как привечаемое государством отребье из проклятых богом мест умело пользуется благами одряхлевшей западной цивилизации, отказываясь при этом вписываться в поведенческие нормы принимающей стороны. Стефано Соллима (киноман уже понял, что за фамилию носит этот режиссер 1966 года рождения, а остальным я вкратце расскажу) не стал заложником удачного дебюта, а пошел по пути своего отца и таким образом соединил оборванную нить преемственности в кинематографе. Его папа Серджо Соллима в 60-70 оставил заметный след в истории спагетти-полара и спагетти-вестерна, так что сыну было с кого брать пример. В 2014 вышла «Гоморра», сериал о жизни неаполитанской мафии в наши дни основанный на одноименном бестселлере Роберто Савиано. Этот роман уже успешно экранизировал в 2008 режиссер Маттео Гарроне. Савиано знает о нравах «каморры» не понаслышке, поэтому неудивительно, что после выхода романа мафия вынесла автору смертный приговор и вот уже почти десять лет автор и его семья находятся под круглосуточной полицейской охраной. Но вернемся к сериалу.
В трущобах
Действие происходит в Неаполе, но за все 12 серий вы так ни разу и не полюбуетесь туристическими красотами города. Действие в основном происходит в трущобах, где живут боссы и рядовые мафиози вместе с окучиваемым населением. Нет, понятно, что «капо дель тутти капо» живет не в итальянском варианте хрущевки, а в особняке, но само здание находится в самом сердце трущоб, так что и боссы тоже в гуще народных масс. Дом крестного отца обставлен в цыганском стиле «дорого бохато», те, кто видел снимки интерьеров домов цыганских баронов, тот уже не зажмурится от блеска позолоченной лепнины и его не смутят громадные статуэтки львов возле камина, не говоря уже про парадный семейный портрет, наверняка сделанный каким-то местным почитателем. Рядовые бойцы живут в обычных трущобных домах и выделяются от соседей разве только тем, что могут позволить себе дорогую машину и вывезти семью на отдых в Грецию. Соседи в курсе их профессии, но это никого не пугает и не настораживает.
Мафиозный оазис в трущобах
Полиция в этом плане бытия если и существует то лишь на периферии, как сюжета, так и внимания персонажей. За весь сериал мы с ней столкнемся от силы раза три. Полиция, представляющая государство дружно отвергаема как бандюками, так и простыми обывателями. Все проблемы решаются внутри гетто без помощи извне. От государства местные жители требуют лишь одного - социальных пособий. Не удивительно, что насилие никого не пугает, все стараются урвать свой шанс влиться в семью, а бандитские манеры усердно копируются детьми в их ролевых уличных играх. В этом мире чтят небесного царя, но больше прислушиваются к царю земному, дону Петро. Дон Петро вот уже больше двадцати лет контролирует всю преступную деятельность Неаполя и окрестностей, держит на содержании мэров ближайших городов и усиленно инвестирует нетрудовые доходы в благопристойную недвижимость. У него есть умная энергичная жена и рохля сын, наследник криминальной империи. Некоторые из боссов других кланов начинают считать, что дон Петро уже не торт и им по праву полагается больший кусок жизни, чем тот, что позволяют им урвать с барского стола. Сериал начинается с попытки дона Петро вразумить одного из таких боссов дона Сальваторе Конте, что вызывает череду далеко идущих последствий.
Семья работника мафии
В сериале отсутствует малейшая криминальная романтика, что имелась в наличие в том же «Крестном отце», нет публицистического разоблачительного задора, события подаются в холодном отстраненном стиле, что еще больше усиливает впечатление от увиденного. Нет ни одного положительного персонажа, создатели не сочувствуют ни бандюкам, ни их жертвам. Замараны все, простой житель трущоб мечтает о том, что на него обратит внимание кто-то из членов семьи и даст возможность работать в криминальной сфере, адвокаты, банкиры, политики тоже пытаются получить дивиденды от сотрудничества с мафией. Но в итоге всех, кто попадает в сферу криминала, ждет смерть. Смерть одна из персонажей сериала, она приходит за всеми, будь то босс мафии, рядовая торпеда или просто прислонившийся обыватель.
После встречи с русской мафией
Да, я, наверное, не совсем прав. Действительно авторы не испытывают ни малейшего сочувствия к своим персонажем, но откровенно ненавидят именно простого обывателя, ибо во многом благодаря им мафия чувствует себя столь вольготно в кварталах трущоб. В одной из серий есть одна замечательная сюжетная линия. Босс решает создать новую точку продажи наркоты. Выбран подходящий двор, подготовлена торговая площадка, устроена система раннего обнаружения полиции силами жильцов окружающих домов. Местные жители наперебой предлагают свои услуги и зачастую их предложения получают положительный отклик. Донну Иммакулату, супругу дона Петро жители встречают, словно их посетил сам папа Римский, а когда она дарит местным статую Мадонны, организовывается даже крестный ход с участием священников. И этот крестный ход проходит на фоне бойкой торговли герычем огромной толпе жаждущих нариков. Яд земной и небесный в одном флаконе.
Как убить человека
Актерский состав по большей части неизвестный для не итальянской публики, но замечательный по качеству игры. Редко когда веришь практически каждому показанному эпизоду. Единственный минус в том, что сериал продлили на второй сезон, который начнется уже в августе этого года. Из-за этого мощный финал, в котором все сюжетные линии благополучно пришли к логической развязке оказался смазан, поскольку создатели решили оставить возможность развить историю далее. Но все равно, в августе второй сезон must see для меня. Надеюсь что и вы решите приобщиться к данному сериалу, поскольку дело того стоит.
Актерский состав