Российские артисты. Часть 7. Каралли Вера Алексеевна. Вып 1

Apr 10, 2016 21:47


[прошлые выпуски] Российские артисты
Российские артисты. 2
Российские артисты. 3
Российские артисты. 4
Российские артисты. 5
Российские артисты. Часть 6. Вера Фёдоровна Комиссаржевская. Вып. 1
Российские артисты. Часть 6. Вера Фёдоровна Комиссаржевская. Вып. 2


Вера Алексеевна Каралли (27 июля 1889, Москва, Российская империя - 16 ноября 1972, Баден, Австрия) - русская балерина, актриса немого кино, балетный педагог. Эмигрировав из России, работала в Европе.



Вера Каралли родилась в Москве 27 июля 1889 года в артистической семье: отец - провинциальный антрепренёр, режиссёр ярославского театра А. М. Каралли-Торцов, мать - драматическая актриса О. Н. Каралли.



Это было обрусевшее греческое семейство - отсюда и экзотическая внешность дочери. Родители отдали девочку в московское театральное училище, и она считалась способной воспитанницей.



В тринадцать лет она заболела, врачи обнаружили искривление позвоночника, и после лечения специальной гимнастикой она полгода спустя вернулась в училище



Классическим танцем она занималась по облегченной программе, и все же, окончив училище по классу Горского, сразу вышла в корифейки. За полтора года она перешла сперва во вторые, затем в первые танцовщицы.



Объяснение было простое: во-первых, Москва вдруг осталась почти без балерин и некому было исполнять ведущие партии в репертуарных спектаклях, а во-вторых, Горский влюбился в красивую воспитанницу и даже делал ей предложение.



Поэтому Каралли сразу получила «Лебединое озеро» и 6 сентября 1907 года дебютировала в сложнейшей партии Одетты-Одиллии.



Техникой она не блистала - москвички не очень заботились о технике и не ездили, как артистки Мариинского театра, в Милан к знаменитой преподавательнице Беретта.



Вере Каралли вполне хватало уроков Горского, который сам не придавал технике большого значения. Он, не мудрствуя лукаво, подогнал партию Одетты-Одиллии под возможности Каралли.



Тем не менее роковая красавица покорила публику. Критики ворчали, отмечали ее лиричность и ехидничали по поводу того, как ловко помогает артистке загладить ошибки ее партнер Михаил Мордкин.



А роли следовали одна за другой - в балетах «Дочь фараона», «Жизель», «Тщетная предосторожность», «Раймонда», «Баядерка», «Дон Кихот». И не только зрители - великий тенор Леонид Собинов, увидев балерину, потерял голову



Но на балетной сцене у Каралли были и большие удачи. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила «Лебедь», ставшую впоследствии одним из символов русского балета XX века



Очень скоро этот концертный номер стала исполнять и Каралли. Он не требовал изощренной техники, а лишь умения создать средствами танца настроение. И тут уж критики, сравнивая двух артисток, очень часто отдавали пальму первенства Каралли.



Она пыталась сотрудничать с Фокиным, когда только начинались дягилевские парижские сезоны, и сперва все складывалось удачно - Каралли хорошо исполнила главную партию в балете «Павильон Армиды» на подмостках театра Шатле. Это было 19 мая 1909 года.



Но буквально через несколько дней прибывшая в Париж Анна Павлова потребовала, чтобы партия Армиды досталась ей. Каралли покинула труппу и вернулась в Россию.



Она была талантливой актрисой и искала способа проявить свое дарование. Способ скоро возник - увидев в синематографе Асту Нильсен, Каралли была потрясена игрой актрисы, ее выразительностью и страстностью, и задала себе вопрос: а чем она хуже шведки?



Незадолго до того в Москве начал снимать свои фильмы Александр Ханжонков. К нему присоединился режиссер и художник Евгений Бауэр. Каралли познакомилась с Бауэром, затем с Ханжонковым, и двери их киностудии распахнулись для танцовщицы.



В 1914 году Каралли дебютировала в кино в драме Петра Чардынина «Ты помнишь ли?», где ее партнерами были сам Чардынин и известный артист Иван Мозжухин. Вскоре Каралли стала одной из первых русских кинозвёзд, выпустив в 1915 году восемь картин.



В основном актриса снималась у Чардынина и Бауэра. Она снялась в фильмах «Любовь статского советника», «Хризантемы», «Наташа Ростова», «Умирающий лебедь».



Примерно в это время состоялось знакомство балерины с великим князем Дмитрием Павловичем, племянником императора, который стал ее покровителем.



Князь был очень хорош собой, и его тянуло к женщинам, добившимся успеха в творчестве. Позднее, уже оказавшись в эмиграции, он влюбился в знаменитую Коко Шанель и едва не женился на ней.



А тогда Дмитрий Павлович уже был втянут в заговор, целью которого было убийство «святого черта» Григория Распутина. У него были свои счеты со «старцем» - Распутин расстроил его предполагавшийся брак со старшей дочерью Николая II Ольгой.



В ночь на 17 декабря 1916 года в подвале дворца князя Юсупова Распутин был убит. Полиция, проводя расследование, обнаружила, что во дворце той ночью были две женщины. А Каралли как раз накануне приехала в Петроград



О ее близких отношениях с князем Дмитрием Павловичем было всем известно. Возникла версия, будто красавицу артистку использовали в качестве приманки для Распутина. Была ли она действительно участницей заговора - теперь уже не узнать



Но очень скоро высочайшим повелением Каралли запретили выступать в театрах и сниматься в кино. На основании одних смутных подозрений такие повеления не отдаются.



Как ни странно, дорогу на сцену ей открыла революция. Вынужденная эмигрировать, Каралли в 1919-1920 годах выступала в Русском балете Дягилева, затем в различных труппах Европы и США



Немногие танцовщицы, чьим главным достоинством была красота, завершив сценическую карьеру, остаются в искусстве. Каралли обманула критиков - тогда-то и раскрылись ее способности, не находившие раньше применения



В 1928 году она жила в Литве, где в Каунасе преподавала искусство танца, создала Литовскую студию национального балета, руководила ею



В 1930-1935 годах она - балетмейстер Румынской оперы и руководитель Бухарестской студии танца.



В 1938-1941 годах она преподавала в Париже, где у нее была своя студия, снималась во Франции и Австрии.



В итоге она в 1941 году переехала в Австрию, обосновалась в Вене, где давала уроки балетного мастерства



Вера Каралли умерла в австрийском Бадене 16 ноября 1972 года в возрасте восьмидесяти трёх лет.



Подавала прошение с просьбой вернуться на родину, 1 ноября 1972 года получила советский паспорт, но через две недели её не стало.


источник текста


Россия, искусство, история, фото

Previous post Next post
Up