В Москве один провинциальный еврей рассказывает знакомому: «Мы здесь все хорошо устроились. Я теперь управляющий Сахаротрестом, мой Лева - коммерческий директор большого завода, Сарочка заведует целым Наркоматом, Абрам…» Знакомый перебивает: «А куда же вы русских девали?» - «Русских?! Мы им купили мяч, они в футбол играют…»
СБ: *1921 - 1925
«Почему переименовали РКП в ВКП?» - «А потому, что огромное большинство партии картавят и “Р” произносить им тяжело».
ДН: 16.01.1926 (укр.)ДД: 21.02.1927
Узнав о смерти Ленина, крестьяне послали в Москву «ходока» - понюхать, чем пахнет в воздухе, и узнать, не будет ли теперь каких-нибудь льгот. Долго слонялся крестьянин по траурным митингам. Ораторы-евреи всюду напирали на то же самое: «Ленин умер, но идеи его остались!». Крестьянин вернулся домой опечаленный. «Плохи дела, братцы… - сказал он землякам. - Ленин-то умер, да иудеи остались».
СБ: н.д. [МЮ 1944: 55] 86B. ДН: 23.01.1925
Правый уклон - лицом к селу, левый уклон - лицом к городу, генеральная линия партии - ни к селу ни к городу.
ДН: 09.05.1929 [СН 1925 - 1985(4): без н.с.]
«Почему в Москве такая вонь?» - «Потому что партия повернулась лицом к деревне».
ДН: 10.03.1925 [МН 1915 - 1933(14): 56]
У кинотеатра. «Когда начнется “Еврейское счастье”?» - «Уже одиннадцать лет как началось!»
ДН: 16.04.1928 (укр.)
В советской Москве во время окончания занятий в учреждениях около входа в метро и на остановках трамвая происходила настоящая давка. Ввиду этого Моссовет объявил конкурс на проект регулирования уличного движения, но ни один из проектов комиссию не удовлетворил. Все они были слишком сложны и дороги. Наконец, один молодой и неизвестный инженер предложил следующее: на всех местах скопления публики поставить по милиционеру с громкоговорителем. Через равные промежутки времени милиционер должен выкрикивать: «Рабинович!.. Каганович!.. Янкелевич!.. Канторович!.. Абрамович!..». Все находящиеся в этом пункте Рабиновичи, Кагановичи, Янкелевичи и т.д. будут в этот момент инстинктивно задерживаться, а остальная публика будет проходить вперед. Инженер подчеркивает, что его проект очень практичный и не потребует никаких особенных затрат.
Недаром сейчас в ССР самым злободневным анекдотом является анекдот о «Библейском Иосифе» и великом комбинаторе «Кавказском Иосифе»: В царстве теней они встретились. «Библейский Иосиф» стал похваляться своими земными операциями: «Когда я был у фараона, то в тучные годы я скупал весь лишний хлеб, а в голодные годы продавал его, зарабатывая 10 крат!» (1000 %%). «Кавказский Иосиф» улыбнулся и сказал: «Ты, “Библейский Иосиф”, мальчишка против меня. Я в России и в тучные и в голодные годы не покупал, а отбирал хлеб у крестьян и продавал им же в двадцать крат, зарабатывая 2000 %». Смутился «Библейский Иосиф»: «Как же так, ведь я - еврей и учился у фараонов, а ты же только с Кавказа…» Рассмеялся Сталин: «Смотри, Иосиф библейский, и учись. У тебя был один фараон и сам ты - еврей, а у меня…» Тут Сталин показал на целую группу братьев Когановичей, с сестрой Розой, чадами и домочадцами. Заплакал с досады «библейский Иосиф» и - все понял он. Так постепенно начинает понимать и российский народ.
ПР: 1935 [ЗР 1935 (№ 50): 2]
Два еврея в Москве читают газеты. Один из них говорит другому: «Абрам Осипович, наркомом финансов назначен какой-то Брюханов. Как его настоящая фамилия?» Абрам Осипович отвечает: «Так это и есть его настоящая фамилия - Брюханов». - «Как! - восклицает первый. - Настоящая фамилия Брюханов? Так он - русский?» - «Ну да, русский». - «Ох, слушайте, - говорит первый, - эти русские - это удивительная нация: всюду они пролезут».
ММ: 1930 [ББ 1992: 205]
Новая аристократия: Геда из комбеда, две Хайки из Чрезвычайки, две Розы из Совнархоза, Ицик из милиции, Шлема из Парткома, Сара - жена комиссара.
СБ: н.д. [МЮ 1944: 35]
Каждая еврейская семья в СССР имеет три дяди - в магазине, в ГПУ и в Америке.
СБ: н.д. [МЮ 1944: 19]
«Что слышно в Политбюро?» - «Как всегда ничего, только запах изменился - раньше пахло чесноком, а теперь - шашлыком»
СБ: *1934 - 1936 [АЕ 1951: 68]