режиссер Richard Attenborough
в ролях Anthony Hopkins, Ann-Margret, Burgess Meredith, Ed Lauter, E.J. Andrй, Jerry Houser
Чарльз Уитерс выбрал карьеру фокусника. Он был настоящим мастером, но первое выступление слил вчистую. Зрители в заведении поглощали пищу, выпивали, вели разговоры, едва обращая внимание на выкладывающегося на сцене артиста. Небольшой нервный срыв и Чарли возвращается на сцену совсем иным человеком - уверенным в себе, знающим как обращаться с публикой и не в одиночку. Теперь с ним на сцене постоянный спутник и партнер - большая деревянная кукла Фатс. Дар чревовещателя и способности фокусника, удачно объединившись, дали ему шанс на выход в высшую лигу.
Его импресарио мудр и не спеша, продвигает карьеру нашего героя в нужном направлении, но в самый последний момент практически готовый полумиллионный контракт с крупным мэйджором натыкается на непреодолимую преграду. Чарли отказывается проходить медицинское освидетельствование, и внезапно сорвавшись с места, уезжает в неизвестном направлении. Пока ведутся поиски, Чарли приезжает в местность, где провел свои детские годы. Там он встречает свою первую любовь. Женщина замужем, но несчастлива. Он холост, но все еще ее любит. У них может что-то получиться, но появляется импресарио и в разговоре выясняется факт, который Чарли уже долгое время прячет от себя самого Его зависимость от куклы намного больше, чем это возможно при нормальном раскладе, здесь уже не странность актера, а душевное расстройство. Но излечение в больнице выход не для Чарли, поскольку тогда весь его тщательно собранный уютный мирок рухнет безвозвратно. Он считает, что может защитить свой образ жизни лишь единственным способом и прольется кровь. Своя и чужая.
Режиссер Аттенборо, мягко говоря, не частый гость в жанре хорроров. И этот фильм он снимает в своей обычной обстоятельной манере, оставляя традиционные для жанры кровавые сцены в стороне от взгляда зрителя. Для съемок он набрал весьма представительную команду. Сценариста Уильяма Голдмана представлять особо не надо - названия фильмов Буч Кассиди, Марафонец, Схватка, Принцесса Невеста и Маверик известны всем любителям фильмов, да и в адаптациях для кино чужих романов опыта у него не занимать - взять хотя бы Степфордских жен и Мизери. К тому же он уже работал с Аттенборо и раньше, впрочем как и основные актеры, имевшие на тот момент уже сложившиеся прочные репутации.
Энтони Хопкинс здесь напоминает Смоктуновского, он тоже кажется выпавшим из возраста и его поступки - это судорожные движения запутавшегося ребенка, предпочитающего во всех затруднениях принимать не правильные, а самые легкие решения. Его робость в общении с окружающими, страх сцены заставляют контактировать с окружающим миром лишь при посредстве деревянной куклы. Постепенно эта передача ответственности за принятие решений в чужие руки принимает все более болезненный характер, что вполне понимает и сам персонаж, но боится изменить хоть что-то в созданном им самим привычном распорядке вещей. Хопкинс идеальный актер для воплощения данной ему режиссером роли. Здесь нет гламурного демонизма как в его последующих картинах, его персонаж жалок в сценах насилия, смешон в сценах любовного энтузиазма, но столь же убоги и остальные участники любовного треугольника.
Энн-Маргретт играющая объект страсти героя Хопкинса - женщина в возрасте, имеющая на своем жизненном счету брак с алкашем и неудачником, прогоревший бизнес и серые годы оставшегося ей существования. Она хватается за своего старого ухажера как за последнюю соломинку, которая в конечном итоге и переламывает ей хребет. Эд Лаутер изображает того самого мужа, чьим единственным хорошим поступком в жизни мог бы стать случайный уход из жизни, но и своей смертью он наносит последний мрачный штрих на и без того невеселый финал.
Хорошее, медитативное кино с отличным Хопкинсом.