режиссер Dario Argento
в ролях Michael Brandon, Mimsy Farmer, Jean-Pierre Marielle, Bud Spencer, Aldo Bufi Landi, Calisto Calisti
Музыкант Роберто Тобиас (Брандон) занимается своей музыкой на деньги жены Нины (Фармер). У него артистически импульсивный характер, нервы ни к черту, поэтому, когда за ним начинает следить таинственный незнакомец, происходит эмоциональный взрыв. Он сам начинает преследовать своего соглядатая и загоняет его в здание миланской оперы. Там у них происходит стычка, незнакомец вынимает нож и Роберто в суматохе драки режет его насмерть. Всю эту сцену снимает на пленку еще один таинственный незнакомец в кукольной маске. Проходит несколько дней и трагические события того дня начинают для нашего героя воплощаться в шантаж со стороны человека запечатлевшего акт убийства. Роберто подбрасывают фотографии, угрожающие записки, трупы домашних животных. Ему приходится обратиться за помощью к экзотическому приятелю Годффри "Богу" (Спенсер) и его приятелю "Профессору» (Лионелло). Помимо этого он нанимает официального частного сыщика Джианни Арросио, неудачника и гомосексуалиста. У этого сыщика 31 проваленное дело и он уверен, что по всем законам статистики в этот раз ему должно повезти. Пока главный герой пытается спасти себя от шантажиста вокруг него начинают происходить убийства.
Самое редкое кино в фильмографии Ардженто, финальная часть его так называемой "животной" трилогии в жанре джалло. Я иногда читаю высказывания "эстетов" о том, что арджентовские джалло могут хвалить только те, кто не видел других картин данного жанра. Обычная снобистская тактика, когда хвалится то, что большинство людей не видело и это придает говорящему дополнительное эстетическое удовольствие от своей исключительности. Но сейчас, слава Богу, когда любой фильм стал доступен каждому, подобный снобизм не вызывает ничего кроме жалости к его обладателю. Положа руку на сердце могу с чистой совестью признаться, что мало какие джалло можно поставить на один уровень с этой трилогией. Ранний Ардженто не может разочаровать.
Для съемок этого фильма режиссер снова собрал интернационал актеров. На главную роль приглашен был Майкл Брэндон, начинающий американский актер со своеобразным живым лицом и нервической игрой очень хорошо ложащейся на образ создаваемого им персонажа. Милую Мимси Фармер обкорнали, чуть ли не под "канадку", что в комплекте с ее стройной фигурой и небольшой грудью придало ей нужные нюансы для зрительских попыток разгадать главную тайну фильма. Француз Жан-Пьер Марилли очень живо сыграл неудачника сыщика, напоминающего персонажа из произведений Роберта Шекли. Звезда комедийных спагетти-вестернов Бад Спенсер был задействован в небольшой, но забавной роли обеспечивший приход в кинозалы и тех зрителей, которые бы в ином случае не пошли бы в кино на фильм этого жанра. Композитором в последний раз стал Энио Морриконе поскольку на съемках этой ленты они весьма удачно для будущих картин режиссера поругались и место создателя музыки перешло к группе "Goblin" чему я лично очень рад.
Когда смотришь старого Ардженто, то постоянно удивляешься той амнезии, в которой находится он нынче. Неужели он забыл все те приемы и уловки столь удачно используемые им раньше? В "Четырех мухах" он весьма удачно использует бавовский прием съемок нижним ракурсом для нагнетания чувства тревоги, а затем стремительно возносит камеру на самый верх как в сцене схватки Роберто с незнакомцем в здании Оперы, чтобы подчеркнуть ничтожность человеческих страстей подобно схожей сцене в "Большой стране". Городские пейзажи уже уверенно вписываются в сюжет, заставляя вспоминать о том, как этот режиссерский прием удачно врастет в ткань повествования его самых удачных картин, начиная с "Кроваво-красного". Сюжет фильма отдает, разумеется, дань условностям жанра, но не опускается до полного бреда как в большинстве подобных фильмов. Единственная очень неправдоподобная деталь со считыванием изображения с сетчатки глаза убитой (не устраивавшей и самого режиссера давшего уговорить себя маэстро спецэффектов Карло Рамбальди) в итоге весьма эффектно отыграла в финале картины. Диалоги фильма тоже не вызывают оторопи и вполне вменяемы. Возможно, попытки внести элемент комедии в ткань повествования Ардженто удались не очень удачно, хоть местами и выглядели довольно забавно, но в "Кроваво-красном" у него уже все получилось, ибо там появилась Дариа Николлоди, чей комедийный потенциал так нигде и не смог реализоваться до конца.
Наверное (я ведь не читаю отзывы на фильмы, которые собираюсь сам посмотреть) только ленивый не упомянул о финале, где полет пули изображен так, что создателей "Матрицы" и гонконгских боевиков можно смело обвинять в плагиате, поэтому я даже не стану об этом упоминать.
Теперь в моем персональном хит-параде трилогия распределяется так:
1. Uccello dalle piume di cristallo, L' (1970)
2. 4 mosche di velluto grigio (1971)
3. Gatto a nove code, Il (1971)