Германия в 1939. Еврейский вопрос. «Плавание обречённых». Вып.1

Jun 14, 2022 06:01



Германия в 1939. Польская кампания. 1-7 сентября. Неделя Данцига
Германия в 1939. Польская кампания. Интермедия. And Now for Something Completely Different. Вып.1
Германия в 1939. Польская кампания. Интермедия. And Now for Something Completely Different. Вып.2
Германия в 1939. Польская кампания. Интермедия. And Now for Something Completely Different. Вып.3
Германия в 1939. Польская кампания. Интермедия. And Now for Something Completely Different. Вып.4
Германия в 1939. Польская кампания. Битва за Варшаву
Германия в 1939. Польская кампания. Битва за Варшаву. Часть 2
Германия в 1939. Польская кампания. Битва за Варшаву. Часть 3
Германия в 1939. Польская кампания. Адольф Гитлер в Данциге
Германия в 1939. Польская кампания. Адольф Гитлер в гостях у Вермахта
Германия в 1939. Польская кампания. Адольф Гитлер в гостях у Вермахта. Часть 2
Германия в 1939. Польская кампания. Финал
Германия в 1939. Еврейский вопрос. Те, кому повезло. Вып.1
Германия в 1939. Еврейский вопрос. Те, кому повезло. Вып.2
«Сент-Луис» - судно, которое получило известность благодаря так называемому «Плаванию обречённых» - неудачной попытке еврейских эмигрантов избежать нацистского преследования.
После событий Хрустальной ночи (начало ноября 1938 года) немецким евреям стало очевидно, что из Германии необходимо уезжать как можно быстрее. Одна из немногих оставшихся возможностей - эмиграция в Соединённые Штаты Америки, но и она была ограничена ежегодными иммиграционными квотами. Люди записывались в так называемый лист ожидания и выезжали в США только по мере подхода очереди. В условиях гитлеровского режима дожидаться в течение нескольких месяцев или даже лет разрешения на выезд было равносильно гибели.
В мае 1939 года около девятисот немецких евреев приобрели билеты на корабль «Сент-Луис», следующий рейсом на Кубу, вместе с разрешением на временное проживание, рассчитывая уже в безопасности на Кубе дождаться своей очереди на получение американской визы.
Билет стоил дорого, и многие семьи могли отправить за границу только кого-то одного - с тем, чтобы по прибытии он попытался забрать из Германии и всех остальных. Некоторые евреи попали на корабль прямо из концентрационных лагерей, откуда их чудом удалось выкупить родственникам.
Кубинская экономика в 1939 году находилась в состоянии депрессии, рабочих мест не хватало; в этих условиях ксенофобские и антисемитские настроения у кубинцев нарастали как под влиянием германских агентов, так и благодаря деятельности Кубинской нацистской партии. В частности, 8 мая 1939 года в Гаване была организована массовая антисемитская демонстрация, в которой участвовали около 40 тысяч человек.
Несмотря на эту обстановку, Мануэль Бенитес, руководитель кубинского иммиграционного управления, воспользовавшись имевшейся у него возможностью выдавать обычные туристические визы, продавал их пассажирам «Сент-Луиса» по непомерно завышенной цене под видом разрешений на постоянное проживание, собрав на этом свыше полумиллиона долларов в свою пользу.
На момент отправления «Сент-Луиса» из Германии эти визы уже не имели законной силы, так как кубинский президент Федерико Ларедо Брю[en], узнав о махинациях Бенитеса, принял поправку к закону, аннулировавшую выданные им визы. Но ни судовая команда, ни пассажиры не знали о том, что они отправляются на Кубу с документами, утратившими силу ещё до начала плавания.
В Америке в это время все ещё ощущались последствия Великой депрессии, в частности, силён был страх перед безработицей и бытовало представление, что «иммигранты отнимают работу». Не желая вступать в предполагаемую жёсткую конфронтацию с Конгрессом, президент Франклин Рузвельт не стал увеличивать иммиграционные квоты даже на минимальную величину.
Ещё более суровой была иммиграционная политика Канады, к властям которой также обращались пассажиры парохода - Фредерик Блэр, директор иммиграционной службы, проводил политику ограничения иммиграции по расовому признаку, и евреи в его глазах были нежеланными (в чём его поддерживала тогдашняя политическая элита Канады).
13 мая 1939 года «Сент-Луис» отправился из Гамбурга на Кубу с 930 еврейскими беженцами на борту. Капитан судна Густав Шрёдер ещё перед началом плавания собрал более 200 членов команды и предупредил их о том, что они должны обращаться с беженцами достойно - точно так же, как с любыми другими пассажирами обычного круизного рейса. Не все члены команды разделяли взгляды капитана, но Шрёдер был настроен против нацистов. После лишений и унижений, выпавших на их долю, пассажиры «Сент-Луиса» оказались в неожиданно комфортных условиях.
Но во время самого путешествия как из Гамбургского пароходства, так и из Кубы стали приходить тревожные телеграммы противоречивого содержания, общий смысл которых заключался в том, что возможность высадки пассажиров на Кубе всерьёз ставится под сомнение. Накануне прибытия в Гавану Шрёдер получил телеграмму от кубинского представителя пароходства, в которой содержалось требование, чтобы «Сент-Луис» не подходил к причалу, а стал на рейде гаванского порта.
27 мая 1939 года «Сент-Луис» бросил якорь на гаванском рейде. Ни один из пассажиров не получил разрешения сойти на берег. Тревожные настроения среди беженцев возрастали, и, не выдержав неизвестности, один из пассажиров вскрыл себе вены и бросился за борт. Его спасли и увезли на карете скорой помощи; по иронии судьбы этот человек стал одним из немногих беженцев, кому впоследствии удалось остаться на Кубе: шестеро пассажиров «Сент-Луиса» не были евреями и отправились на Кубу по своим делам, ещё 22 пассажира еврейского происхождения имели при себе действующие кубинские визы (выданные не мошенником) и паспорта.
Корабль простоял на рейде 4 дня. В течение этого времени происходили интенсивные переговоры, в которых участвовали президент Брю, Бенитес, кубинское правительство, представители пароходства и американского Джойнта. Суммы, которую требовали кубинские власти за предоставление пассажирам «Сент-Луиса» возможности сойти на берег (около полумиллиона долларов), в распоряжении «Джойнта» не было. Президент не желал идти на уступки и в конце концов прервал переговоры.
1 июня 1939 года капитан «Сент-Луиса» получил приказ покинуть территориальные воды Кубы, в противном случае корабль был бы атакован силами кубинского военного флота. Вплоть до 6 июня «Сент-Луис» кружил вблизи кубинских берегов, надеясь на отмену решения кубинского президента. Но этого не произошло. Соединённые Штаты между тем сообщили, что не превысят иммиграционную квоту. Капитан принял решение направить корабль обратно в Гамбург.
Формально как кубинская сторона, так и американская действовали юридически корректно, в точности исполняя прописанные в этих странах законы. Но, отказывая еврейским беженцам в приёме, они знали, что обрекают их на гибель.
6 июня 1939 года «Сент-Луис» отправился в обратный путь. Положение на корабле было отчаянным: от надежды на новую свободную жизнь осталось одно-единственное желание - избежать немедленной гибели по возвращении в Германию. Только в самый последний момент Джойнту всё-таки удалось добиться, чтобы пассажирам «Сент-Луиса» было разрешено сойти на берег в других европейских странах: 287 человек согласилась принять Великобритания, 224 - Франция, 214 - Бельгия и 181 - Голландия.
17 июня «Сент-Луис» пришвартовался в Антверпене, где на берег сошли те, кого приняли Бельгия и Голландия, затем корабль высадил пассажиров во Франции и Англии. Кому-то из беженцев удалось поселиться у родственников или друзей, большую часть людей разместили в лагерях при специальных центрах помощи, проживание в которых финансировалось Джойнтом. 21 июня 1939 года «Сент-Луис», высадив всех пассажиров, направился в порт приписки - Гамбург.
В мае-июне 1940 года немецкие войска оккупировали страны Западной Европы, и беженцы с «Сент-Луиса» разделили судьбу местных евреев. В результате, по оценкам, из пассажиров «Сен-Луис» Холокост и войну пережило лишь около 680 человек - 288 из высадившихся в Англии и примерно половина из тех, кто оказался в континентальной Европе.



01. Портрет Густава Шредера, капитана теплохода «Сент-Луис»



02. Семья Арндт садится на пароход «Сент-Луис» в гавани Гамбурга перед отплытием



03. Семьи Гесс и Хайльбрун садятся на пароход «Сент-Луис» в порту Гамбурга



04. Члены семьи Хельденмут садятся на корабль «Сент-Луис» в Гамбургской гавани



05. Пассажиры-евреи садятся на пароход «Сент-Луис» в Гамбурге



06. Четверо друзей позируют за спасательным кругом на палубе теплохода «Сент-Луис» перед его отплытием из Гамбурга



07. Беженцы на борту теплохода смотрят на гавань перед отплытием корабля на Кубу



08. Пассажиры на палубе парохода в порту Гамбурга



09. Группа пассажиров на борту корабля беженцев



10. Группа пассажиров на борту корабля беженцев



11. Вид на Азорские острова с палубы теплохода «Сент-Луис»



12. Вид на просторную столовую



13. Элли Ройтлингер и ее девятилетняя дочь Рената, пассажиры теплохода «Сент-Луис», позируют возле столовой на корабле



14. Член экипажа теплохода «Сент-Луис»



15. Пассажиры пьют кофе на палубе теплохода «Сент-Луис»



16. Пассажиры обедают на корабле



17. Подростки на вечеринке на пароходе «Сент-Луис»



18. Пассажиры играют в игру на палубе корабля



19. Корабельные музыканты выступают для пассажиров теплохода «Сент-Луис»



20. Еврейские беженцы собираются под палубой теплохода «Сент-Луис»

флот, история, Германия, фото

Previous post Next post
Up