Иркутск. Часть 81. Жизнь в эпоху гражданских войн. Часть 1 Иркутск. Часть 81. Жизнь в эпоху гражданских войн. Часть 2 Иркутск. Часть 81. Жизнь в эпоху гражданских войн. Часть 3 11 июля 1918 года красноармейцы отошли из Иркутска. Часть из них двигались по железной дороге в сторону станции Байкал.
На момент начала Гражданской войны в составе этой дороги действовало 39 тоннелей, 18 галерей, 248 мостов и виадуков и 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД была (и остается в настоящее время) одной из первых в мире.
Отряд красных, оказавшийся на станции Байкал, насчитывал более полутысячи бойцов и располагал двумя бронепоездами с 12 пулеметами.
Кроме того, отступающие имели в своем составе подрывной поезд с 4 тоннами динамита, который, должен был уничтожать тоннели и мосты Кругобайкальской железной дороги по мере отхода красноармейцев.
Если бы были разрушены несколько ключевых объектов на КБЖД, Россия, как минимум, на несколько месяцев оказалась бы разорвана на две половинки.
Тем не менее большевики внутренне были готовы к такому развитию событий. Так еще 7 апреля 1918 года Владимир Ленин провозглашал, обращаясь к восточносибирским красноармейцам:
"Готовьте подрыв и взрыв рельсов, увод вагонов и локомотивов, готовьте минные заграждения около Иркутска и в Забайкалье".
Белым было важно не допустить отхода красных по железной дороге вдоль Байкала.
Поэтому они решили сыграть на опережение. В ночь на 16 июля отряд белогвардейцев численностью около 200 человек атаковал станцию Байкал со стороны Иркутска.
Одновременно еще один отряд совершил обход станции и вышел на железную дорогу на 500 метров восточнее. Они разобрали рельсы и отрезали отступающим дальнейший путь.
Один из тоннелей при отступлении красных позже был всётаки взорван 23 июля, это был тоннель № 39 «Киркидайский», расположенный восточнее ст. Слюдянка, попутно красные взорвали мост через р. Слюдянку. Из-за подрыва тоннеля движение поездов было прервано на 20 дней.
После этого все тоннели были поставлены под охрану отрядов чехов.
61. 1918. КБЖД. Взорванный красными тоннель № 39 «Киркидайский»
64. 1918. На расчистке тоннеля №39
65. 1918. Тоннель №39 под охраной чехословаков
66. Расчищенный после взрыва тоннель №39
67. 1918. Расчищенный после взрыва тоннель №39 «Киркидайский»
68. 1918. Охрана у тоннеля
69. 1918. КБЖД. У тоннеля №36
70. 1918. КБЖД. Тоннель «Шарыжалгай»
71. 1918. Тоннель №23 «Большой Колокольный»
72. 1918. КБЖД. Тоннель № 32 «Малая Крутая губа»
Борис Федорович Ушаков Родился 2 мая 1889 года в семье дворянина Тамбовской губернии полковника Фёдор Алексеевич Ушаков и Софьи Карловны Занкевич, вдовы генерал-майора И. М. Занкевича, одним из детей которой от первого брака был будущий видный военный деятель генерал-лейтенант М. И. Занкевич - сводный брат Бориса Ушакова.
Начальное образование получил в Псковском кадетском корпусе, по окончании которого 1 июля 1906 года был зачислен в Павловское военное училище.
Выпущен 15 июня 1908 года подпоручиком в лейб-гвардии Финляндский полк. Произведённый 15 июня 1912 года в поручики успешно сдал вступительные экзамены в Императорскую Николаевскую военную академию, которую окончил в 1914 году по 1-му разряду и был причислен к Генеральному штабу с прикомандированием к штабу Виленского военного округа для испытания. При окончании академии был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени.
Принимал участие в Первой мировой войне, был произведён в штабс-капитаны (со старшинством от 15 июня 1914 года).
К началу 1916 года являлся помощником старшего адъютанта отделения генерал-квартирмейстера штаба 12-й армии. 31 марта назначен старшим адъютантом штаба 3-й гренадерской дивизии. За боевые отличия получил чин капитана (со старшинством от 10 апреля 1914 года).
Служил в штабе Минского военного округа, в штабе XXV армейского корпуса, в штабах 4-й, 12-й, Особой армий и в штабе 3-й гренадерской дивизии, временно исполнял должность начальника штаба этой дивизии. В годы войны Ушаков получил звание лётчика-наблюдателя и участвовал в авиационных разведках.
16 февраля 1917 года назначен штаб-офицером для поручений по авиации отдела генерал-квартирмейстера штаба Особой армии и 15 августа произведён в подполковники. Занимал должность начальника штаба 2-й дивизии Чехословацкого корпуса.
В 1917 году Борис Фёдорович избирался в делегаты армейских съездов и ездил в августе этого года на Московское государственное совещание, после которого посещал Киев и Ставку, а позднее и Быхов, где находились в заключении после Корниловского выступления сочувствовавшие генералу Л. Г. Корнилову военные, с которыми Ушаков был солидарен. В итоге за офицером закрепилась репутация контрреволюционера и в ноябре 1917 съезд солдат Особой армии требовал его расстрелять, а в январе 1918 его даже арестовали, хотя впоследствии и освободили.
Взгляды Б. Ф. Ушакова описывал в 1918-м году капитан П. А. Нарышкин, сообщавший, что в 1917 году в Киеве Борис Фёдорович высказывался следующим образом:
Россию спасут только славяне, только славяне должны быть у власти. Никаких партий, никаких лиц, носящих нерусские фамилии не должно быть у власти. Никаких подлецов, привезенных из-за границы в запломбированных или не запломбированных вагонах, нельзя допускать на пушечный выстрел к власти, ибо их руки не чисты и их дела грязны. Россия много горя испытает, но она не погибнет, а в своем горе вспомнит мои слова и жестоко отомстит различным лениным, троцким, нахамкесам и Ко.
Во время взятия Иркутска 11 июля 1918 подполковник Ушаков не только активно руководил боевыми действиями, но и организовывал снабжение и обучение пополнений. Высоко оценена начальством была и организация Ушаковым штабной работы. С образованием 21 июля штаба Восточного фронта объединённых сил русских и чехословаков Б. Ф. Ушаков стал начальником этого штаба.
73. 1918. Борис Федорович Ушаков
74. 1918. Штаб Р. Гайды в Иркутске. Сидят в центре Б. Ф. Ушаков и Р. Гайда
Ко взятию Иркутска все пароходы Байкала были в руках красных. В их числе титаны: 4200-тонный железнодорожный паром «Байкал», способный возить 25 вагонов разом, и 1400-тонный ледокол «Ангара».
На носу «Байкала» установили шестидюймовую гаубицу или мортиру - источники разнятся, а фото не сохранилось. Калибр лёгкого крейсера - но огромный «Байкал» был неповоротливым и медленным.
«Ангара» стала главной боевой единицей красной флотилии. Две трёхдюймовки, четыре «максима», 14-узловая скорость - ничего сколько-то сопоставимого у белых не было и быть не могло. На остальные пароходы поставили только «максимы» - размеры вымпелов не позволяли разместить даже лёгкие пушки.
Все корабли укрепили мешками с песком. Поскольку морякам красные не доверяли, все корабли получили венгерские боевые отряды и расчёты.
Белые в это время отчаянно ремонтировали на верфи Лиственничного брошенные пароходы. До ходового состояния из пяти довели два: «Феодосий» и «Бурят». Взвод прапорщика Вацлава Подгоры по наводке разъярённых красным грабежом крестьян захватил у Братска пароход «Сибиряк».
Белые тоже не доверяли морякам. Поэтому все их корабли получили чешские боевые отряды и расчёты.
Пушки на борт воткнуть было невозможно. Но нужно. Поэтому к пароходам стали цеплять баржи с парой трёхдюймовок. Это убивало скорость и делало всю конструкцию ещё более уязвимой - но доводило огневую мощь до уровня почти «Ангары».
Финальную точку в разгроме красных войск Центросибири должен был поставить поход «чешского флота»: три парохода с артиллерийскими баржами и десантом.
Ранним утром 16 августа на рейде Посольского, близ которого Транссиб уходит от Байкала вглубь суши, появились три парохода: «Феодосий», «Сибиряк» и «Бурят». Это была последняя операция, которой руководил Борис Фёдорович Ушаков, дерзкий десант в тыл красных через Байкал 15-17 августа 1918 года, оказавший влияние на последующий ход Гражданской войны в Восточной Сибири. Он командовал высадившимся с трёх пароходов на восточном берегу озера у Посольского Спасо-Преображенского монастыря в тылу у красных десантом численностью в 900 человек при 6 орудиях в составе Барнаульского полка, пяти рот чехословаков и сотни 1-го Енисейского казачьего полка. После высадки десантники двинулись в сторону станции Посольская, располагавшейся в 14 км от берега Байкала
По пути к станции Посольская белый десант расчленил красные войска на две части, заблокировал железнодорожное сообщение и предотвратил взрыв врагом важнейшего стратегического объекта - железнодорожного моста через Селенгу - когда на железной дороге образовалась пробка, выдавая себя за мадьярского командующего, подполковник Ушаков смог затребовать из Верхнеудинска у красного командования поезд со взрывчаткой, предотвратив этим планировавшийся противником при помощи этой взрывчатки взрыв моста через Селенгу.
75. 1918. На палубе«Бурята». 5-й слева подполковник Ушаков. Перед последней байкальской операцией
76. 1918. Обходная группа подполковника Ушакова. Посольское
77. 1918. Десантный отряд подполковника Б. Ф. Ушакова переходит реку Большая около Посольской. Август
После занятия Посольской Ушаков решил распределить свои силы на флангах, из-за чего его десант не смог отразить наступления красных. После того, как красное командование поняло к вечеру 15 августа, что их 50 эшелонов оказались в ловушке, они весь день 16-го перегруппировывались, после чего стали пробиваться на восток, имея 3-кратное преимущество и подтягивая новые подкрепления. Белые 16-го также подтянули подкрепления со станции порт Байкал, но были атакованы утром 17-го сразу с двух сторон. Видя возникшую неразбериху, Ушаков со своим адъютантом чешским поручиком Рифесталем отправился на дрезине к станции Боярская, где планировал организовать отпор наседавшим большевикам. Недалеко от станции на разъезде №19 Ушаков с Рифесталем, натолкнувшись на красногвардейские отряды, вышли к ним как парламентёры под белым флагом и предложили красным сдаваться в виду бесполезности сопротивления. Красное руководство в лице Трилиссера, Ширямова, Постоловского, Каландрашвили отвергло предложение, а Ушаков и его адъютант были при этом схвачены и убиты.
Их тела не избежали участи поругания, постигшей в 1918 году останки генерала Л. Г. Корнилова и останки Царской Семьи и вынудившей белых при отступлении впоследствии забирать с собой прах своих погибших вождей и военачальников, как поступили на Юге России в конце 1919 года при оставлении Екатеринодара дроздовцы с останками М. Г. Дроздовского, М. В. Алексеева или на Востоке России в 1920-м каппелевцы с останками В. О. Каппеля - тела Ушакова и Рифесталя были исколоты штыками, головы разбиты прикладами, останки облиты керосином и сожжены. Адъютанта Ушакова перед этим предварительно подвешивали. Самого Ушакова кололи в лицо штыком, отрезали уши, нос и язык, выкололи глаза, всё тело подполковника было в штыковых ранах. Как и на Юге России в случае с глумлением над телом генерала Корнилова, эпизод с поруганием останков Б. Ф. Ушакова оказал влияние на последующую ожесточённость - после того, как на следующий день красные части были разгромлены, в наказание и назидание командующий фронтом Р. Гайда приказал расстрелять пленных большевиков из пулемётов.
Тело Ушакова было привезено в Иркутск и выставлено в железнодорожной гимназии. Временное Сибирское правительство посмертно 20 августа произвело его в полковники и назначило семье Б. Ф. Ушакова специальные льготы. Тогда же он был награждён чехословацким орденом «За свободу», а 30 августа - по удостоению Георгиевской Думы Восточного фронта приказом Верховного правителя и Верховного главнокомандующего Русской армией адмирала А. В. Колчака от 3 декабря 1918 года Б. Ф. Ушаков был посмертно награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. Тело Ушакова было запаяно в металлический гроб в Верхнеудинске и перевезено 29 августа в Канск, в занятии которого офицер сыграл столь важную роль. Останки Б. Ф. Ушакова были погребены в ограде кафедрального Свято-Троицкого собора, 1 сентября была отслужена торжественная панихида. Представители Иркутского военного округа на могилу Ушакова возложили венок с надписью: «Храбрейшему и лучшему из сынов России Б.Ф. Ушакову от войск военного Иркутского округа».
Признавали личное мужество Ушакова и его достижения не только соратники, но даже враги, отмечая популярность белого военачальника среди своих собственных красноармейцев! Так командир 2-го Сибирского советского стрелкового корпуса Д. Н. Сенотрусов, описывая последние минуты жизни подполковника Ушакова отмечал:
Ушаков был легендарный герой белогвардейцев и чехов. Его слава и популярность была большая не только среди своих, но даже среди красных. Я знал его по рассказам за храбреца и героя… На грани жизни Ушаков нравственно окреп. Молча стал, сложил на груди руки и спокойно поднял голову. Рядом, на полголовы ниже, стоял чех…
78. 1918. Тело убитого подполковника Б. Ф. Ушакова, обанруженное на станции Посольская
79. 1918. Гроб с телом Б.Ф,Ушакова в Иркутске
80. 1918. Прощание с Ушаковым на Иркутском вокзале
81.1918. Панихида по полковнику Ушакову на перроне Иркутского вокзала
82. 1918. Запаивание останков Б.Ф. Ушакова в металлический гроб в в Верхнеудинске. Третий слева стоит Р. Гайда, 5-й - А. Н. Пепеляев. 25 августа
83. Прощание с Б.Ф. Ушаковым в Верхнеудинске
84. 1919. Памятник на могиле Б. Ф. Ушакова в Канске
Вернемся к сражению у Посольской. Поддерживать огнём с пароходов было уже нечего. Пароходы поздним вечером двинулись в Танхой, и по пути обнаружили: в Мысовой стоит «Байкал», а «Ангары» нету.
Капитан «Байкала» Алексеев и командир флотилии Власов понимали, что корабль - идеальная цель. Хуже того - он стоял носом с гаубицей к пристани. И поворачивался медленно. Шансы попасть по противнику из шестидюймовки с 11 снарядами сомнительны, хотя одного попадания хватило бы для гибели чешского парохода.
И всё же красные повели паром в бой. Его попытался поддержать лёгкий 115-тонный пароход «Кругобайкалец».
Поначалу выстрелы «Феодосии» и «Сибиряка» ложились с далёкими перелётами и недолётами, но чехи пристрелялись. Первым подбили «Кругобайкальца», пытавшегося отвлечь противника от вышедшего на рейд и начавшего разворот парома. Пароход вышел из боя и двинулся к пристани, пока мог.
Неповоротливый «Байкал» в это время успел развернуться лишь наполовину. Первый достигший цели снаряд пробил нос парома. Второе попадание разбило руль. Венгерские канониры не сделали ни одного выстрела по кораблям противника.
Чехи перешли на шрапнель. Под градом разрывов «Байкал» добрался до пристани, не сделав ни одного выстрела. По приказу капитана команда экстренно покинула борт. С «Кругобайкальца» сняли пулемёты и бросили у причала.
Вовремя. Вскоре один из снарядов поджёг портовое нефтехранилище. Второй пробил борт «Байкала» и взорвался среди бочек с горючим. Паром заполыхал. Попытки потушить его пожарным насосом оказались бессмысленны.
Погибших среди моряков обеих сторон не было.
Действия «чешского флота», десант в Посольском и разгром красных кораблей у Мысовой обеспечили финальный крах всего Забайкальского фронта красных. Остатки их сил в регионе, прорвавшиеся на восток, превратились в потерявшие управление деморализованные отряды.
Двадцать второго августа «Ангара» пришла в Лиственничное и выбросила белый флаг.
85. 1918. «Ангара» и «Байкал», удерживаемые большевиками
86. 1918. Ледокол «Байкал»
87. 1918. Вид сгоревшего парома-ледокола «Байкал»
88. 1918. Останки «Байкала»
89. Чехословацкие легионеры на сгоревшем пароме «Байкал»
90. 1919. Станция «Байкал». Внутренний вид сгоревшего ледокола
91. Сгоревший и вмерзший в лед паром-ледокол «Байкал» у пристани на станции «Байкал»