Самуил Мартынович Дудин совершил три экспедиции в Туркестан и Бухарский эмират для сбора коллекций и фотографирования «типов разноплеменного населения этой области».
Художник по образованию, С.М. Дудин владел мастерством как самой съемки, так и ее практической подготовки: прекрасно разбирался в фотографической технике. Для поездки ученый выбрал две камеры с широкоформатными объективами Дерожи и Зутера, шторно-щелевой затвор английской фирмы Торнтон-Пикара, также на средства музея им были приобретены стеклянные фотопластины компании Ильфорд Импресс. Сам перечень подготовленных для экспедиции фотографических принадлежностей (камеры, тяжелый треножник, ящики с упакованными стеклянными негативами, походная палатка - лаборатория с реактивами) свидетельствует о ее тщательной подготовке. Кроме технического оснащения Самуил Мартынович подготовился к будущей съемке заранее была обдумана тематика, составлен перечень тем и сюжетов. Однако, столкнувшись в экспедиции со сложностью съемки живых сцен, костюмов при контрастности естественного освещения (яркое солнце - тень), С.М. Дудин просил разрешение у музея на приобретение еще двух объективов фирмы Цейс: широкоугольного и быстро работающего «для типов групп и ландшафтов».
01. «Махалла-и яхудиён» - еврейский квартал в Самарканде
В 1843 году евреи Самарканда, прежде расселенные среди мусульман, получили право на покупку участка земли, где и был образован еврейский квартал с особой планировкой, ставший своеобразным городом в городе. Позднее здесь сложилась самая крупная община бухарских евреев, насчитывавшая в начале ХХ в. более пяти тысяч человек. Компактное и изолированное от мусульман проживание позволяло бухарским евреям беспрепятственно следовать религиозным нормам и обычаям в повседневном быту.
02. «Кинесои Гумбаз» - Купольная синагога
Одна из главных синагог еврейского квартала, построенная в 1891 г. Её главной особенностью была куполообразная крыша, (традиционно среднеазиатские синагоги сооружали с плоской кровлей). На снимке - двор синагоги: на переднем плане запечатлен хауз - небольшой водоем, около которого проводили свободное время прихожане. Спускались к водоему с открытой тенистой террасы. Двор с хаузом окружало пять отдельных помещений для молитвы.
03. Занятие учителя с мальчиками на открытой террасе синагоги Кинесои Гумбаз
Самарканд считался главным центром еврейского образования, куда приезжали учиться мальчики со всего Туркестанского края. Бухарские евреи традиционно открывали школы при синагогах, поскольку образование имело преимущественно религиозную направленность. Финансовую поддержку школы получали от состоятельных членов общины. Школы были двух уровней: хедер -начальные для обучения мальчиков с пяти-шести лет, и иешивы - для мальчиков десяти-одиннадцати лет, где преподавали иврит, математику, изучали Талмуд.
Большая часть детей имела только начальное образование: в течение 3-4 лет мальчики получали общие представления об иудаизме и основы грамоты, заучивали молитвы.
04. «Кучки» - шалаш, пристроенный к стене дома Давида Колонтарова
«Кучки» - бухарско-еврейское название кущей, в которых в пустыне жили израильтяне после исхода из Египта. Символом кущей являлся шалаш, возводимый на осенний еврейский праздник «Суккот», который был особо почитаем бухарскими евреями. На снимке - члены семьи Давида Колонтарова - старосты еврейского квартала на фоне большого шалаша, стены которого увешаны туркменскими (текинскими) коврами, крыша застлана ветками ивы, считавшейся в Средней Азии священным деревом. Согласно религиозной традиции бухарских евреев в шалаше мужчины и мальчики старше девяти лет должным были, помимо чтения религиозных текстов, есть и спать в течение 8 дней. Высокий стол и стулья в начале ХХ в. стали популярны среди состоятельных бухарских евреев, к которым принадлежал Давид Калонтаров.
05. Двор дома в Махалла-и яхудиён в Самарканде
Двухэтажный, П-образный в плане, дом с большой террасой - айваном: стены украшены резным ганчем и росписью, во дворе - деревья и кустарники.
Подобных домов, принадлежавших наиболее состоятельным бухарским евреям, в квартале было более десяти. Для их отделки приглашали лучших узбекских и таджикских мастеров резьбы по ганчу и дереву, художников. Строительным ремеслом владели и бухарские евреи, но многие предпочитали обращаться к представителям мусульманского населения.
06. Семья главы еврейского квартала Самарканда - калонтара Давида Колонтарова
Давид Калонтаров был потомственным калонтаром (старостой) несмотря на то, что эта должность изначально являлась выборной: на нее избирались наиболее достойные члены общины. После смерти одного из инициаторов создания еврейского квартала Моше бен Абулхаира, руководившего самаркандской общиной с 1836 по 1878 г., сначала калонтаром стал его старший сын Рафаэль, а с 1891 по 1921 г. общину возглавлял младший сын - Давид. В функции калонтара и его помощников входило разбирательство спорных гражданских, семейных и уголовных вопросов, возникавших между евреями общины. Калонтар представительствовал и отстаивал интересы своих единоверцев перед мусульманскими властями, отвечал за своевременный сбор налогов и т.д.
07. Юсосие Калонтаров, сын Давида Калонтарова, в камзоле из кустарного полушелка
Особой популярностью среди евреев в этот период пользовались камзолы (камзул), которые имели более сложный крой, чем халаты: плечевые швы, вшивной рукав, застежку на пуговицы или крючки. Камзолы шили из кустарных и фабричных тканей - хлопчатобумажных и шелковых, полосатых и с абровым узором, из тканей в клетку и с растительным узором. Такие камзолы у бухарских евреев в конце XIX - начале XX века носили мужчины всех возрастов и социального статуса.
08. Группа женщин с детьми в «махалла-и яхудиён» - еврейском квартале в Самарканде
Основу женского костюма составляли штаны, платье и головной убор. Традиция иудаизма и мусульманское законодательство не требовали, чтобы еврейские женщины скрывали лицо и фигуру под особым одеянием. Особый интерес представляют старинные головные уборы: таджички и узбечки в начале ХХ века такие уже не носили (только старухи). Лачак - полотнище белой ткани, повязанной так, что одна ее сторона закрывает грудь, и сверху завязанный сзади небольшой платок. Интересен также приколотый у одной из женщин букетик цветов - типично только для бухарских евреек.
09. Бухарские евреи
На женщине - традиционное платье свободного покроя, с широкими рукавами и воротником-стойкой, сшитое из фабричного жаккардового шелка; на шее - коралловые бусы, кольцевые серьги с подвесками традиционной формы. На мужчине - камзол из черного сатина, на голове - тюбетейка. Камзолы у бухарских евреев появились раньше, чем у таджиков и узбеков, и получили широкое распространение, представляя в конце 19-начале 20 века типичный для них вид одежды
Бухарские еврейки, в отличие от женщин мусульманского населения, имели большую социальную свободу. Они не скрывались от посторонних и охотно позировали фотографам: благодаря этому в коллекции много фотографий бухарских евреек, что дает возможность составить реальное представление об их традиционном костюме.
10. Бухарская еврейка
Женщина одета в камзол, на голове - платок «дурра» и верхний платок «румоли пулакчи».
Дурра, нижний платок, представлял собой небольшой платок, сложенный по диагонали, или кусок какой-нибудь шелковой или парчовой ткани треугольной формы, который, прикрывая лоб, завязывали узлом на затылке. Он использовался также в качестве верхнего платка, который надевали на платок большего размера.
Типичным для бухарских евреек был и «румоли пулакчи» - платок треугольной формы из хлопчатобумажного тюля в мелкую сетку и расшитый круглыми металлическими серебристыми бляшками. Впервые такой платок надевала невеста во время бракосочетания под свадебным балдахином хуппа. После замужества женщина могла носить «румоли пулакчи» с нижним платком в качестве праздничного головного убора.
11. Бухарские евреи
Обязательным для мужского костюма в Средней Азии являлось опоясывание одежды. Вид пояса, материал или декоративная отделка, манера ношения традиционно свидетельствовали об социальной принадлежности. У бухарских евреев до присоединения Средней Азии к России такую знаковую функцию во «внешнем» костюме, который они носили среди мусульманского населения, выполнял пояс в виде веревки, предписанный им в качестве одного из «отличительных знаков» исламским законодательством. В домашней обстановке и в своем квартале использовали и пояса из полотнища ткани или платка, сложенного по диагонали, и кожаные пояса с металлическими пряжками ювелирной работы, какие у соседних таджиков и узбеков носили только представители власти.
12. Юноша в халате, камзоле из шелка с абровым узором и тюбетейке из парчовой ткани
Только юноши и молодые мужчины у бухарских евреев носили «каллапуш» - тюбетейки как самостоятельный головной убор. Абровый узор (от тадж., узб.«абр» - «облако») наносился на нити перед тканьем путем последовательной перевязки (резервации) и окрашивания фрагментов будущего рисунка. В процессе окраски краска немного затекала под зарезервированные участки и узор получался с расплывчатыми, «облачными», контурами. Бухарские евреи не занимались ткачеством, но в своей одежде использовали ткани, которые традиционно вырабатывали таджики и узбеки.
13. Женщина с ребенком (девочкой) в «махалла-и яхудиён» - еврейском квартале в Самарканде
Женщина одета в шелковый в платье. Головной убор состоит из лачака, большого платка, концы которого, перекрещиваясь под подбородком, завязаны сзади на шее (манера, характерная именно для бухарских евреев), и Платье из шелка, орнаментированного в технике «батик» (тадж. «гулбаст»). Такую ткань вырабатывали из нитей, полученных путем сухой размотки коконов, благодаря чему она получалась очень тонкой и легкой. Это был единственный вид тканей, изготовлением которых и их орнаментацией занимались бухарские евреи. Они шли на женские платки и платья. Считается, что это искусство еврейские ремесленники принесли в Среднюю Азию из Персии.
14. Бухарская еврейка. Профиль
Молодая женщина в платье, шелковом налобном платке поверх нижней шапочки и приколотым к ней букетиком цветов.
15. Девушка в платье и тюбетейке в профиль
Девушка снята в профиль. На груди - оберег - хамса - изображение руки (ладонь Мириам) с надписью на иврите.
Надпись на обереге: Шадай (одно из имен Бога в Иудаизме)
Первое слово - Шадай, второе очень неразборчиво, понять невозможно. На таких вещах обычно пишут только имя бога, но что могли писать ранее, неизвестно