Игнатий Николаевич Потапенко (18 декабря 1856, Белозёрка, Херсонская губерния - 17 мая 1929, Ленинград) - русский прозаик и драматург, один из самых популярных писателей 1890-х годов.
Отец Потапенко - Николай Афанасьевич Потапенко (1819-1903) - человек с необычной биографией, сменивший три сословия: еврей, забранный в 1832 году в кантонисты, дослужился до уланского корнета и получил дворянство, а в 1860 году, когда Игнатию было 4 года, принял священный сан.
Сам Потапенко, получив духовное образование (Херсонское духовное училище и Одесская семинария), затем учился в светских учебных заведениях (Новороссийский университет в Одессе, а с 1877 года - Петербургский университет; в 1878-1881 - Петербургская консерватория по классу вокала, не окончил ни университет, ни консерваторию).
В 1889 году Потапенко завязал знакомство в Одессе с А. П. Чеховым, с 1893 у них сложились дружеские отношения, в последующий год Потапенко и Чехов подолгу гостили друг у друга и путешествовали вместе по России. В 1894 году модный писатель, опытный ловелас Потапенко в бытность в Мелихове познакомился с Ликой (Лидией Стахиевной) Мизиновой, безнадёжно влюблённой в Чехова.
Первая редакция «Русской мысли»: А. П. Чехов , И. И. Иванюков, В. А. Гольцев; М. И. Ремезов, М. А. Саблин, В. М. Лавров, И. И. Потапенко
Это знакомство, не без поощрения Чехова, переросло в связь, и вскоре Лика уехала в Париж с женатым Потапенко. Там у Лики родилась дочь Христина, умершая в детстве; Потапенко же вернулся к жене, угрожавшей самоубийством. Узнав о беременности Мизиновой, Чехов назвал Потапенко в частном письме к сестре Маше «жидом и свиньёй», а затем вывел его и Лику в «Чайке» в образах Тригорина (которому были приданы и черты самого Чехова) и Нины Заречной. В этой пьесе Чехов задел не только личную жизнь Потапенко, но и его писательские амбиции. Несмотря на это, тот не обиделся на Чехова, деятельно способствовал постановке «Чайки» в Александринском театре и поддерживал с ним контакты до самой его смерти, а затем написал воспоминания о Чехове.
Начиная с повести «На действительной службе» и романа «Здравые понятия» (1890) складывается литературная репутация Потапенко. Это традиционный реалист, отзывавшийся на всё новые и новые «злободневные вопросы» современности, носитель «здорового», оптимистичного взгляда на жизнь («Свежий талант» - называлась одна из первых рецензий на его сочинения; его часто противопоставляли «унылому» Чехову). Положительно о ранних его вещах высказывался Н. С. Лесков.
В 1890-е годы Потапенко «гремел на всю Россию» и в провинции был популярен больше, чем Лев Толстой. Его романы и рассказы переводились также на иностранные языки.
События революции и Гражданской войны Потапенко переждал в своём имении под Вологдой, затем жил в Витебской губернии, Таганроге, Житомире, Киеве.
В 1922 году вернулся в Петроград. В последние годы переиздавал дореволюционные сочинения, писал по старому шаблону рассказы и романы из советской жизни, последний роман - «Мёртвое море» - вышел в год кончины Потапенко. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.