Аста Нильсен (Asta Nielsen,11 сентября 1881 - 24 мая 1972), актриса немого кино из Дании, ставшая самой популярной женщиной в кино начала века и одним из первых мировых секс-символов. Снимаясь в основном в немецких лентах, Нильсен стала известной под именем Die Asta или даже просто "Asta". Она так же получила прозвище Музы Великого Немого и ей приписывают переход от театральной манеры игры к реалистической. В 20-е годы Нильсен управляла собственной студией в Германии, а позже стала стала писателем и дизайнером.
Аста Софи Эмили Нильсен родилась в Копенгагене, Дания. Дочь кочегара и прачки. Родители умерли, когда ей исполнилось пятнадцать лет. В 1902 году Нильсен окончила актерскую школу при Королевском театре в Копенгагене, где она училась вместе с известным датским актером Питером Джендорффом. В течение трех лет она работала в театре Дагмар, вместе с которым совершала гастроли по Норвегии и Швеции. Она была театральной актрисой на постоянной основе, но ее мало кто знал. Датский историк театра и кино Роберт Нейдеман писал, что Аста на экране брала внешностью, но на сцене была на вторых ролях из-за невыразительного голоса.
В 1909 ей предложили сниматься в кино, и она сыграла свою первую главную роль в 1910 фильме Afgrunden ("Пропасть"). Фильм имел бешеный успех так, что она была обречена на дальнейшую работу в кинобизнесе. Вскоре Нильсен вышла замуж за режиссера Урбан Гэда (Urban Gad) и они переехали в Германию, поскольку ее талант не нашел отклика в датском кино.
В 1911 она подписала контракт с немецким продюсером Полом Дэвидсоном на 80 000$ в год, что было по тем временам самой высокой заработной платой среди актеров. Ее действительно называли "первой международной кинозвездой", бросившей вызов Максу Линдеру, еще одному кумиру тех лет. По опросам российского общественного мнения в 1911 году за нее было отдано большинство голосов в разделе "Лучшая кинозвезда женского пола", а в общем зачете она уступила лишь Максу Линдеру, опередив своего соотечественника Вальдемара Псиландера.
Она оставалась популярной по обе сторону Атлантики всю первую мировую войну, и в 1915 (перед вступлением Соединенных Штатов в войну) она посетила Нью-Йорк, чтобы изучить американское кинопроизводство, в то время самое передовое в мире.
В 1924 она сыграла одну из главных ролей с другой великой скандинавской примадонной Гретой Гарбо, за несколько месяцев до отъезда той в Голливуд на студию MGM. Нильсен оставалась кумиром Германии. После прихода нацистов к власти, ей предложил создать собственную студию министр пропаганды Йозеф Геббельс. Понимая последствия этого решения, она на следующий день сбежала из своего загородного дома в Данию.
Она снималась в кино, пока звуковые фильмы не стали популярными, а затем вернулась на сцену. В 1936, она окончательно уехала из Германии в Дании.
Она, как полагают историки, была великой актрисой кино из-за своего таланта приспосабливаться к любому стилю, избегая театральных манер. Кроме того, она могла перевоплощаться на экране в женщин любого социального положения и наполнять созданные образы психологическим содержанием.
Во время Второй мировой войны она передавала деньги молодому датчанину Аллану О.Хагедорффу, живущему в Германии, для помощи евреям. Используя присланные деньги, Хагедорфф пересылал продовольствие в концлагерь Терезенштадт, за что и был арестован Гестапо.
Она была замужем три раза. В 1972 она умерла.