Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020. «Введенское кладбище». Часть 1

Aug 08, 2024 21:00



[прошлые выпуски] Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2019 - 2021. «Люди в вагонах метро». Москва
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020-2023. «Мужчина и женщина». Москва
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020-2024. «Живые и мертвые»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020-2023. «Трамвайная история»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020-2023. Храм Троицы в Хохлах. Святки. Москва
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020. «Оборона Ивановской горки». Москва
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020. «Пятницкое кладбище. Живые и мёртвые»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020. «Узкоколейка. Рейс Кирово-Чепецк - Каринторф»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020. «Погружение в Коптево». Москва
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020. «Покровское-Глебово. Будни и праздники»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020. «Осень в шлюзах»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020. «Ностальгический Боровск»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2020.« Бабье лето в Павловском Посаде»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021 - 2022. «Бедные люди». Москва
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021 - 2022. «Зимние сюжеты». Москва
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. «Дороги Смоленщины»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2011. Соловецкие острова
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. «Красная шапочка»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. «Московские зарисовки»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. «Семнадцать мгновений зимы». Москва
Наше время на снимках Игорь Стомахина. 2021.Уличный театр «ЭКС» отмечает день рождения Михаила Булгакова во дворе дома, где жил писатель
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. «Сюжеты холодной весны». Ярославская область
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. Плёс
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. «Настоящий Орёл»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. «Нормальный летний дождь»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. Осеннее утро. Москва
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. «Дворняжка и снегопад». Москва
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. «Романтика дворов и закоулков». Москва
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. «Кремлёвские задворки»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. «Часовые любви на Смоленской стоят...»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2021. «Истории Блошиного рынка»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2022. «Долгопрудный. Сюжеты из девяностых»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2022. Щёлково
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2022. Егорьевск. «Холодный апрель»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2022. Орехово-Зуево
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2022. «Будни и праздники Рогожской слободы»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2022. «Рождественский дар. Москва»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2022. «Электрозавод». Москва
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2022. «Поэзия дворов и закоулков». Москва
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2022. «Уходящая Москва»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2023. Торжок
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2023. Переславль-Залесский
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2023. Санкт-Петербург
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2023. Серпухов
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2023. «Потёмкинская деревня»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2023. «Калужские этюды»
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2024. «Апрашка». Санкт-Петербург
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2024. Судоремонтный завод. Новая Ладога
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2024. Санкт-Петербург
Наше время на снимках Игоря Стомахина. 2024. Лондон

Чуть меньше полугода назад в Лефортово открыли одноименную станцию метро, про которую местные жители уже шутят: «Станция метро “Введенское кладбище”, поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны!» Я так и делаю, тем более что станция действительно конечная, а Введенское кладбище, куда я направляюсь, и правда прямо напротив метро «Лефортово».
Выбравшись наверх, понимаю, что легендарных шагов Патрика Гордона, сподвижника Петра I, равно как и музицирования Франца Лефорта, еще одного любимца императора, под которое покойники на Введенском должны исполнять то ли гавот, то ли менуэт (тут варианты кладбищенских легенд расходятся), я сегодня точно не услышу: вокруг шумит стройка. На Наличной улице возводят 16-этажные дома с видом на кладбище, а качели с видом на погост уже есть - их установили в рамках программы по благоустройству территории рядом с метро, не забыв, конечно, и про плитку. Но я не унываю - чего-чего, а легенд, привидений и нераскрытых тайн на Введенском достаточно даже без флейты Лефорта.
Кладбище на Введенских холмах возникло в 1771 году во время эпидемии чумы: из-за угрозы заражения было принято решение хоронить московских покойников не на церковных погостах, а за городской чертой. С этой целью за Камер-Коллежским валом было создано сразу несколько кладбищ, и на том, что располагалось по соседству с Немецкой слободой, находили упокоение неправославные христиане, оттого оно и получило название Иноверческого, или Немецкого. В конце XIX века здесь уже погребали и православных с иностранными корнями, а революция окончательно отменила религиозные, национальные и классовые предрассудки: кладбище переименовали в Введенское, и теперь тут лежат рядом немецкие купцы, французские доктора, итальянские скульпторы, русские генералы, старые большевики и советские ученые, артисты и спортсмены.
Но главной особенностью Введенского остается удивительная сохранность его старинных памятников: ни на одном другом московском кладбище вы не встретите столько часовен, склепов, мраморных и бронзовых ангелов, обломков колонн, плакальщиц и надгробий самых разных форм с надписями на не всегда понятном языке. Эта готика или псевдоготика привлекает сюда любителей романтических и исторических прогулок: на Введенском непривычно много молодежи, любопытствующих не меньше, чем скорбящих, а по выходным здесь бывает не меньше трех экскурсий в день. При этом Введенскому удается не превратиться в туристический аттракцион и сохранить камерную, практически семейную атмосферу. Здесь почти не режет глаз ни унылый советский официоз, ни постсоветский бандитский разгуляй и даже захоронение членов ореховской ОПГ, примостившееся рядом с лютеранской церковью Святой Троицы, старается соответствовать: украшают его не ростовые портреты бойцов на фоне «мерсов», а выгравированные на камне распятия Христа и разбойников, озаренные апокалиптическими лучами гигантского солнца.





















Еще на Введенском живут свои собаки и кошки. С одной из них меня знакомит продавщица цветов. Вообще-то с тех пор, как бабулек около кладбищенских оград сменили суровые матроны в фирменных жилетках ГБУ «Ритуал», подходить к цветочницам я опасаюсь. Но не то на Введенском.
- Знаете, как ее зовут? - говорит мне девушка, которая продает цветы у Южных ворот кладбища, указывая на пробегающую мимо кошку. - Доминося! У нее, видите, одна лапка белая, другая темная. Ну не Шахматка же ее звать? Так что она Доминося!
Справа от главной аллеи, недалеко от Южного входа, стоит величественный памятник на могиле знаменитой мхатовской актрисы Аллы Тарасовой. Одной из самых громких ее удач стала роль Маши в классической постановке «Трех сестер» 1940 года, той самой, с березками, которую недавно возродили в доронинском МХАТе и написали на афише: «Режиссер-постановщик - Владимир Немирович-Данченко». Партнеры Тарасовой по тому спектаклю Михаил Болдуман (Вершинин) и Виктор Станицын (Андрей Прозоров) тоже похоронены на Введенском.
Я иду дальше и сворачиваю налево, на третий участок. На небольшой неприметной плите в нескольких шагах от главной аллеи надпись: «Лодер Х. И. 1753-1832. Выдающийся русский медик. Профессор Московского университета». Надгробие - типовой советский красный гранит - явно поставлено вместо утраченного старого, а покоится здесь знаменитый доктор Христиан Иванович Лодер, который не только преподавал анатомию в университете, но и первым в 1820-х ввел в Москве моду на лечение минеральными водами. После процедур он предписывал больным трехчасовой моцион: именно так, по мнению писателя Михаила Пыляева, возникло выражение «ходить лодырем».
Чуть подальше я опять сворачиваю с аллеи налево и спускаюсь по склону оврага к тому, что было раньше берегом речки Синички, давно заключенной в подземный коллектор. В этой самой тихой и укромной части кладбища похоронены два блистательных актера: Михаил Козаков и Анатолий Кторов - тот самый Паратов из «Бесприданницы» 1936 года, который кинул перед Ларисой в лужу свою шикарную шубу.
Но самая известная могила в овраге - это семейное захоронение аптекарей Феррейнов с памятником работы Шехтеля: появляющаяся из окаймленного белым камнем темного дверного проема стройная бронзовая девушка роняет цветок на могилу усопшей жены аптекаря.
Выбираться из оврага я начинаю на уровне девятого участка и поднимаюсь к гранитной стеле, украшенной изображением ордена Почетного легиона. На ней написано «Militaires Francais morts en 1812», то есть «Французским воинам, погибшим в 1812 году». Говорят, что земля вокруг стелы, огороженная цепью, закрепленной на врытых в землю пушках, является территорией Франции, так что визит на Введенское в эпоху закрытых границ - это еще и шанс оказаться в Европе. К ограде прислонен венок с триколором из искусственных цветов, который я поначалу принял за французский, но, заметив на нем георгиевские ленточки и звезду из золотой фольги, понял, что триколор наш. Более того, на прикрепленных к венку лентах написано «Сынам Франции» и «Помним». Чудны дела твои, господи, подумал я, они ведь, хоть и давно это было, все же нашу матушку Москву сожгли! Тут уж больше, кажется, подошло бы «Не забудем - не простим!».
Воистину, думаю, русский народ - пример христианского милосердия. Хотя более вероятно все же, что возложившие венок приняли стелу за памятник французским летчикам из авиационного полка «Нормандия-Неман», чьи захоронения расположены рядом. Почти все они кенотафы (в 1950-х родственники решили перезахоронить летчиков на родине), но есть и одна настоящая могила: старший лейтенант Бруно де Фальтан и механик Сергей Астахов погибли в одном самолете, и близкие Бруно решили оставить их лежать рядом. Вообще на Введенском находится сразу несколько военных мемориалов: монумент памяти русских солдат, погибших в 1812 году (их прах был обнаружен не так давно во время строительных работ на месте снесенного Дорогомиловского кладбища), несколько братских могил времен Великой Отечественной и даже захоронение скончавшихся в плену немецких солдат Первой мировой - и есть в этом соседстве какой-то правильный примиряющий смысл.




























Россия, Москва, история, фото

Previous post Next post
Up