или похождения Адвоката Ада в романе Кормака Маккарти "Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе"
Судья Холден танцует (из "Утешение грешникам, или процесс Велиала", Якоб Терамский, епископ Сполето, 1473)
Если в двух словах, то"Кровавый меридиан" это последние слова обвинительной речи демона Велиала на судебном процессе "Ад против Христа". Прямо об этом нигде не говориться. Но стоит немного поразмышлять и тайное становиться явным.
Вначале - немного предыстории.
В средние века "...существовало мнение, что Дьявол действительно имел некоторые права на человека в силу его первородного греха и что наказание, коему Дьявол подвергнут, не совсем юридически правомерно в силу того, что Дьявол не знал, что Христос - Бог, и потому согрешил против него по неведению (Христос, человек и Дьявол). Все эти соображения, разумеется, предпочитали из осторожности вкладывать в уста самого Дьявола - в литературно-теологическом жанре процесса Дьявола и Бога, на котором Дьявол получал возможность изложить аргументы в свою пользу, что, естественно, не приводило к его оправданию, поскольку процесс он неизменно проигрывал. Самое же известное произведение этого жанра "Книга Велиала" Якоба Терамского, епископа Сполето (1473).
Инициаторами процесса становятся сами Демоны, которые на собрании в аду приходят к мысли, что Христос не имел права выводить из Ада плененные души; иногда Дьявол провозглашает, что он имеет право на душу всякого человека в результате первородного греха. Он назначает обвинителя (в трактате Якоба Терамского это Велиал), и тот, покинув ад, предстает перед Богом и требует слушания дела "ад против Христа" в открытом судебном заседании. Велиал требует, чтобы деяния Иисуса на земле были тщательно проверены. Он обвиняет Иисуса в том, что он поигрывает с инфернальными силами (вариация фарисейского обвинения: Христос, дескать, "изгоняет бесов не иначе, как силою Вельзевула, князя бесовского" - Матф. 12:24 и др.), узурпирует власть Дьявола, поскольку не только земля и моря, но и сам ад, <все существа мира> находятся теперь под его контролем. Излагается аргумент о законном праве Дьявола на человека, о том, что договор Дьявола с Богом во времена первородного греха дает ему права на души и что Бог сам, назначил его искусителем и палачом порочных людей; излагается и аргумент об обмане Христом Дьявола: Христос, дескать, скрывал свою божественность, прятался от Дьявола сначала в утробе матери, потом в пустыне; искушения понадобились Дьяволу лишь для того, чтобы выяснить, является ли Христос Богом, но и здесь Христос не открылся перед ним, предпочитая его обмануть, заманить в мышеловку.
Короче говоря: если Дьявол и согрешил, то лишь по неведению. При этом Велиал проводит свою аргументацию очень умно, умело цитируя и толкуя Священное Писание. Чтобы привлечь на свою сторону Соломона, Велиал танцует перед ним, однако царь, нисколько не соблазняясь танцем, принимает сторону Иисуса.
Суд выносит свое решение либо на том строго юридическом основании, что Дьявол сам нарушил свой, договор; либо ссылаясь на жертву Христа, выкупившую души человеков; либо просто ссылаясь на милосердие Божие, превосходящее сухую букву закона. Однако Велиал не сдается: он подает апелляцию, но и на этот раз суд под руководством Иосифа, патриарха Ветхого Завета, находит Христа невиновным, а Велиалу дает лишь власть над душами осужденных на Страшном Суде. Велиал, получив права на души грешников, но не праведников, с разочарованием возвращается в Ад (РАССЕЛЛ, ЛЮЦИФЕР, 86). " (226, Сад демонов, А.Махов)
Роман - это то, что видит Соломон, глядя на танец Велиала. Повесть о мрачной карательной экспедиции в южных штатах Америки в конце 19 века. Жизнь подростка Мальца, сталкнувшегося со странным персонажем по прозвищу Судья.
Судья - это Велиал. И ссылок на это в романе множество.
Велиал - юридический представитель ада. Судья превосходно обосновывает правомерность любого самого ужасного поступка.
Велиала считают правителем Юга. Место где разворачиваются события романа - граница Техаса и Мексики, то есть юг. А Судья проявляется как хозяин и распорядитель всего, при это не будучи формальным лидером похода: "... тот, кто ставит задачу выбрать из всего этого хитросплетения нить порядка, одним лишь этим решением примет на себя управление миром и, приняв его, сможет узнать, как диктовать условия собственной судьбе"(313).
Демон "...развратен и пуст". "В средневековом христианстве Велиал иногда воспринимается как возможный эквивалент Сатаны, но если последнего отличает враждебность человеку, то первого - внутренняя пустота, заполнить которую человек пытается именно всевозможными стадными проявлениями - оргиями, азартными играми ... Велиал рождает не просто похоть, он рождает блуд как попытку заполнить душевную пустоту чужим телом."(
http://www.enmerkar.com/myth/korporativnoe-edinstvo-belialya). Судья педофил и убийца. Согласно Мильтону, Велиал - покровитель содомии.
"При этом он - первый эстет ада и не любит являться в облике устрашающих чудовищ". Судья - это громадный, образованный, воспитанный и хорошо одетый мужчина.
Повзрослевший малец заходит в бар и наблюдает за танцующим медведем на сцене, а потом видит Судью. К доктору Фаусту, согласно книге 1587 г. Велиал явился “в обличье косматого, черного как уголь медведя".
Роман описывает две реальности. Прямо как в "Матрице". Реальная реальность, полная грязи, крови, пота и испражнений. И Отредактированная Реальность. Реальность юридических и научных интерпретаций происходящего.
И если первая проявляется постоянно. Герои страдают от жажды, голода, солнца и ран. Пачкаются, отмываются, совокупляются, убивают, теряют, приобретают. То вторая становиться явной только в присутствии одного персонажа. Судьи.
Героев жаль. Их жизнь вызывает именно сожаление. Но как только начинаешь прислушиваться к Судье, становиться очевидно, что они абсолютно осознанные злодеи. Отдающие отчет в своих поступках. Абсолютные грешники.
Судья честен. Но честен юридически. А для юриста важны не только чистосердечные признания виновных. Важны улики. И он их собирает. А не нужные уничтожает, стирая прошлое. Археологическое, уничтожая наскальные надписи предков; биологическое, уничтожая редких птиц; палеонтологическое, уничтожая кости доисторических животных; антропологическое, уничтожая коренных жителей. Он строит мир, который не помнит и не сможет свидетельствовать противоположное ему. Мир, который снова совершит ошибки, потому что не извлечет уроков. Не из чего будет их извлекать.
Реальная Реальность редактируется повсеместно, в мировых масштабах. Например, там есть эпизод, в котором Малец узнает про истребление последних бизонов на земле.
Это роман про Огромный ластик, который стирает все следы прошлого. На протяжении всей экспедиции герои видят горы костей. Не просто видят, множат их своими поступками. А в конце романа Малец наблюдает за бесконечными отрядами их сборщиков. Мир приводят к идеально виновному состоянию.
Демоны христианства (и не только) всегда действуют по закону и хорошо разбираются в юриспруденции. Они добиваются душ абсолютно законным образом. В этом их сила и слабость. Потому что, как приводилось выше закону противостоит милость божья. И она способна превзойти любой закон.
На последних страницах романа Судья танцует. Голым. Тот самый танец. Перед Соломоном.
Проиграв процесс, Велиал уходит со словами:
- Что ж, пусть их будет больше,- злобно шипит адвокат ада. - Пусть человек думает, что его тело - его собственность. Пусть называется "человеком разумным", но о душе забудет. ("Утешение грешникам, или процесс Велиала", Якоб Терамский, епископ Сполето, 1473)
P.S. После написания статьи, я прошелся по англоязычным источникам, ища совпадений с моим мнением. Самое близкое, что было найдено - это интерпретация романа как гностической драммы, где Судья представляется неким подобием демона. Не так прямо как у меня, но все же. Кому интересно, ссылки ниже.
Немного ссылок:
гностическая интерпретация романа (eng)
http://peter-mclachlin.livejournal.com/115239.html и ее критика (eng)
http://jaysanalysis.com/2011/12/09/blood-meridian-as-gnostic-tirade-a-response-to-harold-bloom-and-leo-daugherty/ краткая библиография интерпретаций романа (eng)
http://honors.unca.edu/mccarthy/bmbiblio автор "Книги Велиала" (eng)
http://en.wikipedia.org/wiki/Jacobus_de_Teramo книга "Книги Велиала" (eng)
http://en.wikipedia.org/wiki/Consolatio_peccatorum,_seu_Processus_Luciferi_contra_Jesum_Christumhttp://www.wierus.com/catalog/processus/http://www.digital-collections.de/index.html?c=autoren_index&l=en&ab=Jacobus+%26lt%3Bde+Teramo%26gt%3B иллюстрации "Книги Велиала"
http://www.godecookery.com/macabre/gallery1/macbr02.htm статейки по Велиалу (рус)
http://room502.ucoz.ru/publ/demonologija/khristianskaja_demonologija/klassifikacija_demonov_po_svjazi_s_semju_grekhami/9-1-0-27http://myfhology.narod.ru/monsters/demons/v/demon-velial.html