08.10.2014
Иршат ЗИАНБЕРДИН, Александр БАРАНОВСКИЙ
Во многих отечественных исследованиях указывается дата официального принятия Волжскими булгарами ислама - 12 мая 922 г. Думаем, что предки башкир, до перехода в ислам в 737 году, исповедовали несколько религий, в том числе и симбиоз манихейской религии и тенгрианства. Ее исповедовал, в частности, хазар тархан Чилка-ата в VIII веке. Об этом говорит факт нахождения манихейской иконы в его захоронении. Мы думаем, это та самая икона, которую называют сейчас «иконой Табынской божьей матери», и которая вторично была найдена на вотчинных землях башкир юрматинцев.
Потомок Чилки царь Алмуш был хорошо знаком с исламом старого толка (шиизмом) и понимал пользу распространения нового толка в исламе того времени среди булгар и башкир юрматинцев. Стремясь, освободиться от хазарской зависимости, он вступил в союз с Багдадским халифатом: в 921 г. ко двору абассидского халифа Джаффара ал-Муктадира прибыл посол царя Алмуша Абдаллах с просьбой прислать исламских вероучителей. В мае 922 г. ответное посольство прибыло на Волгу в резиденцию царя Алмуша. На созванном Алмушем всенародном курултае новый толк в исламе (суннизм) был всенародно признан официальной религией. Об обстоятельствах принятия ислама булгарами известно из путевых записок секретаря арабского посольства Ахмеда ибн Фадлана.
Следует отметить, что данные письменных источников и археологических материалов указывают на то, что башкиры до 922 г. находились в довольно тесных торгово-экономических и культурных контактах с народами уже исламизированной Средней Азии. Этим, видимо, объясняется тот факт, что ко времени прибытия в Булгар миссии Ибн-Фадлана у нас уже была определенная прослойка мусульманского населения.
Удивительно, но тоже факт: у башкир с принятием ислама ни руническое письмо, ни хазарское письмо, ни уйгурское письмо не заменялись сразу же арабским письмом. Еще долго на исторических территориях Башкортостана они сосуществовали. Если сосуществовали письменности, то мы предполагаем, что сосуществовали и религии.
Относительно медленное распространение ислама на исторических землях нашего народа, мы думаем, объясняется тем, что общество в социально-экономическом, политическом и культурных отношениях давно уже жило в условиях монотеистических религий, а именно - тенгрианства, манихеизма, несторианства, иудаизма хазарского толка. Тенгре стал синонимом Бога во всех названных выше религиях башкир. Его имя встречается и на башкирских мусульманских памятниках - надгробных эпитафиях.
полностью
http://istoki-rb.ru/index.php?article=4331