Раскол

Jul 25, 2009 01:52


Рожденная последней из великих автокефальных церквей восточной части христианского универсума, Православная Российская Церковь была самая многочисленная - 12 000 000 душ.

То есть по численности сопоставима с церквями реформации вместе взятых.

Разрыв русского православия с греческим связан не сколько с падением Nova Roma, а сколько с высокомерием злополучного флорентийского собора.

Православная Российская Церковь не пошла на отказ от традиционной формулы Никейско-Царьградского собора, испохабленной позже папистами.

Это главный отправной пункт без которого не понять драмы конфликта Никон -Аввакум в Seicento о двуперстном и трехперстном крестном знамении.

Политические соображения толкали Россию, находящеюся в сложных отношениях с латинской Польшей на путь непримиримости (тут уния на многое повлияла).

Москва после отступничества Рима и Константинополя, рассматривала себя как хранителя истинной веры (подобно Испании после Тридентского собора).

Это представление -побудительный комплекс раскола.

После тягот Смутного времени, наивно приписываемых в народных слоях польскому врагу, этот комплекс ещё усилился.

Богослужение было совершенно невразумительным, обставлено множеством суеверных жестов.

Белое духовенство невежественно, чёрное погрязло в корысти и распутстве, как и епископат из которого он рекрутировался .

То есть ситуация аналогичной западной перед реформацией и контрреформацией.

Но конечно выделилась элита.

Филарет решительно пресекал латинское влияние, вплоть до возможных его истоков, но НИКОГДА не принимал мер против протестантского влияния (Англия, Швеция, Голландия).

То есть ставка была сделана на включение в мир -экономику и дорога выбрана.

Ради сдерживания Польши церемонились со Швецией (отобравшей Ингрию и Эстию)

Между православием и северным лютеранством много сходства.

Недаром потом Пётр Великий  признал Анну, наследницу английского престола, "сущей дочерью нашей церкви". Он не лукавил.

Тут важна роль Дионисия, создавшего по сути "контент".

Дионисию это стоило жизни.

Тупое зверьё не простило ему реформации "сверху" на английский манер.

Неронов и Аввакум и их деятельность напоминала деятельность французской католической реформации в это же время.

Стефаний, духовник царя, Ртищев и Никон, епископ новгородский - так называемые  "ревнители благочестия",- поначалу выступали с Аввакумом и Нероновым единым фронтом (снизу и сверху).

И избрание Никона патриархом в 1652 AD поначалу выглядело как знак победы этого фронта.

Чрезмерно спесивый, невероятно поддающийся влиянию  Никон стал игрушкой в руках греков.

То, что Дионисий и первые переписчики пытались сделать осторожно и умеренно, Никон и вторые переписчики проводят свирепо, скоропалительно, ожесточенно и и недоброжелательно.

Перемены ради перемен.

Кукла Арсения Грека (наглядная иллюстрация, почему педерастов  нельзя “выпускать из под плинтуса”)

Шок был тем неизбежней и непримиримей, что во главе сопротивления и традиции на сей раз оказалось ядро некогда единого фронта реформации, аскетические герои крестьянского духовенства.

Простолюдины же вообще перестали в чём либо разбираться из-за внешних маргинальных изменений и не внешних (вводили новое мнение о природе Богоматери)

Даже сегодня в любой стране, где верующие привыкли проводить различия между ритуалом и догмой, подобная лавина "реформ" вызвала бы скандал.

За 13 лет -то что на Западе вместило 100 - 200 лет.

Ну и понеслось.

Радикалы индивидуального протеста.

Суперянсенизм в том что касается аскетизма и отказа от мира

И уже при Петре - официальная церковь интеллектуальной реформации  северного формата, и люди с Юго-Запада России (главные идеологи имперские - Прокопович и выходцы с Киево -Могилянской академии).

Церковь с собственной радикал -протестантской традицией, выступающей против любых новаций (позже игрушкой в руках внешних, враждебных России сил).
Previous post Next post
Up