Элементарный вопрос о разделении результатов труда на товары и услуги многим до сих пор не даёт покоя. Часто в качестве довода люди не совсем грамотные любят приводить статьи из Большой Советской Энциклопедии, не подозревая, что там могут быть ошибки, один такой пример придётся разобрать.
«Услуги, 1) форма непроизводительного труда и в этом смысле - социально-экономическое отношение, выражающее потребление дохода; 2) определённая целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда.
Как форма непроизводительного труда Услуги - это отношение, возникающее по поводу полезного действия труда, потребляемого как деятельность. Так, портной оказывает материальную услугу, состоящую в том, что он шьёт костюм. Именно превращение материала в костюм является Услуги портного. Деятельность портного воплощается в костюме. По поводу этой деятельности возникают экономические отношения, связанные с потреблением доходов тех лиц, которые пользуются трудом портного. Такого же рода экономические отношения возникают, когда нанимают репетитора для обучения детей. Но, в отличие от портного, его деятельность не получает предметного воплощения и существует как полезный эффект труда, потребляемый в самом процессе труда, т.е. во время процесса обучения. Услуги как форма непроизводительного труда не выражает специфических отношений того или иного способа производства. Она, например, и при капитализме, и при социализме выражает отношения обмена труда на доход. Экономические отношения Услуги не реализуют цели способа производства, поэтому они и являются отношениями непроизводительного труда (см. Производительный труд)».
«Большая советская энциклопедия» М. В. Солодков.
Почему портной производит услугу, если результатом его труда является материальный продукт, т.е. его труд материально производительный? Откуда такая путаница?
Ещё в первом томе Капитала мы можем прочесть:
«Для сюртука, впрочем, безразлично, кто его носит, сам ли портной или заказчик портного. В обоих случаях он функционирует как потребительная стоимость».
Портной шьёт сюртук, который поступает в обмен, т.е. становится товаром, поэтому его труд здесь никак нельзя отнести к услугам.
Можно задать вопрос, чем отличается труд в следующих случаях:
1) портной шьёт сюртук на заказ из собственных материалов;
2) портной шьёт на заказ из материалов заказчика;
3) портной работает в рассеянной мануфактуре, в рамках которой периодически встречается с заказчиком, который привозит материал, принимает готовую продукцию и рассчитывается за выполненный объём работ.
В третьем случае во времена Маркса это был бы человек, которому до пролетария остается всего один шаг, в первом и во втором - это был бы ремесленник либо мелкий производитель, работающий на рынок. В остальном никакой разницы.
Но в то же время такого портного никак нельзя отнести к фабрично-заводским рабочим, т.к. работает он в небольшом коллективе либо один (к примеру: в ателье или у себя дома) и по отношению к крупному промышленному производству его продукт вторичен, поэтому его проще учесть в сфере услуг, хотя он и занимается материально-производительным трудом и называть результат его труда услугой неверно.
Вместе с этим часто встречается путаница, когда в зависимости от формы наёмных отношений материально-производительный труд пытаются представить как оказание услуги («аутсорс», заёмный труд и пр.), что в корне неверно. Услуга вторична не только по отношению к товару, а по отношению к материально-производительному труду вообще, именно поэтому при переходе от капитализма к социализму и далее это деление сохранится, хотя в несколько другом виде, на продукты и услуги - услуга так и останется услугой.