Театр на гиперионской заставе. Спектакль "Возвращение".

Dec 17, 2011 01:51

"Алексей Алексеевич Иванов, гвардии капитан, убывал из армии по демобилизации. В части, где он прослужил всю войну, Иванова проводили, как и быть должно, с сожалением, с любовью, уважением, с музыкой и вином. Близкие друзья и товарищи поехали с Ивановым на железнодорожную станцию и, попрощавшись там окончательно, оставили Иванова одного. Поезд, однако, опоздал на долгие часы, а затем, когда эти часы истекли, опоздал еще дополнительно..."

Так начинается рассказ Андрея Платонова "Возвращение". По этому небольшому рассказу режиссёр Николай Сутармин и сценарист Игорь Попков поставили спектакль. Уже два раза он проходил у нас в Синем зале (аншлаг), и это явление, о котором стоит рассказать.

История эта для своего времени (1946) была совершенно непечатная. (Update: как указывают в комментах, у автора начались большие проблемы после первого издания). В следующий раз её издали гораздо позже, почти сорок лет спустя. Хотя ничего такого ужасного и "клеветнического" в ней не было.
Гвардии капитан возвращается домой с фронта. Война уже закончилась, надо перестраиваться на мирные рельсы. Дома его ждут жена и дети. Но что-то мешает капитану отправляться домой, никуда не сворачивая. Он знакомится со случайной попутчицей, заезжает к ней в городок, очередной скорый военно-полевой роман - и вот теперь, кажется, всё, вот и дом.
Капитан словно заново знакомится с людьми, которые его ждали все долгие годы войны - уставшая жена, выросшие дети. Сын Петруша превратился в маленького ворчливого старика, который на всех покрикивает и руководит, младшая дочь Настя настороженно следит за незнакомым дядей. Все эмоции остаются жене Любе - которая и смеётся, и плачет одновременно за всех.
Но странное дело. Чем сильнее капитан пытается вжиться в свою довоенную жизнь, тем отчуждённей становится. Непонятная тоска начинает его грызть изнутри - словно вокруг чужие люди, а дом его, к которому он стремился долгие годы - всё так же далеко.
Капитан ищет причину вовне, превращается во что-то очень неприятное и уходит прочь из дома под утро на станцию. Но успевает проехать недалеко...

О актёрской игре. Несмотря на то, что главный герой - капитан (Игорь Попков), спектакль держится на его жене Любе (Татьяна Трусова). Именно в ней, как в зеркале, отражаются все немыслимые превращения мужа, и зрители эмоционально подключаются к ней.
Прекрасна игра детей - Петруши (Сева Николаев) и Насти (Надя Мингазова). Петруша подходит в своём образе почти вплотную к той грани, за которой не только капитану, но и зрителю хочется дать крикуну по шее.
Очень своеобразно в действие вписаны военные песни Окуджавы, и их довольно много. Решение это неоднозначное и рискованное, и я пока не стал бы что-то говорить про такой сценарный приём в целом. Там всё в поиске.
Действие идёт не только на сцене, но и почти в рядах зрителей. Синий зал у нас, конешно, небольшой, но дело не только в размерах.

Фотографии со спектакля - Натальи Караковской.































Источник фото - http://kbanda.ru/index.php/nashi-proekty/copyright-columns/43-natalya-karakovskaya/806-teatr-qsobesednikq-predstavlyaet-spektakl-po-andreyu-platonovu-s-pesnyami-bulata-okudzhavy.html

Театр, Отчёты

Previous post Next post
Up