Вернувшись с Альтиплано в Ла-Пас, нас ждало еще одно Большое Приключение - дорога Смерти на великах. Казалось бы, что уже может быть после такого фееричного трипа по соляным озерам, разноцветным лагунам и вулканам с сюрреалистичными пейзажами?
Ан-нет, у меня в загашнике было еще одно супер-активити, о котором мы долго будем помнить...
В предместьях огромного Ла-Паса, расположившегося аккурат в огромной кальдере древнего вулкана, есть одна очень интересная дорога. Она знаменита тем, что является самой опасной дорогой в мире. Дорога проходит по краю горного хребта и все время неизменно идет вниз, соединяя горный Ла-Пас с тропическим районом Боливии Yungas, где господствуют самые настоящие джунгли. Перепад высот заставляет голову кружиться от одних только цифр. - Дорога стартует на высоте 4650 метров над уровнем моря, а заканчивается аж на 1200 метров! В результате, за одну трехчасовую поездку теряешь три с половиной километра высоты!
1.
2.
3.
Дорога была построена парагвайскими заключенными в ходе псевдо-нефтяной войны Боливии и Парагвая в 30-х годах ХХ века и до недавних пор использовалась в штатном режиме. Но, поскольку достаточного количества денег на ее поддержание не было, а аварии там происходили с ужасающей регулярностью, властями было принято решение закрыть ее для движения автотранспорта и.... пустить там всех желающих кататься на велосипедах! Этакий аттракцион для адреналиновых наркоманов, возможность лишний раз испытать себя. Поскольку у дороги постоянный приличный уклон - движение всё время вниз, и нужно только успевать оттормаживаться. Покрытие для этого не самое удобное - крупный гравий, на котором таскает будь здоров, не говоря уже про нагрузку на руки и ж...пу. Ж...пу, конечно, можно отклячить и ехать в полустойке, а вот руки просто-напросто периодически сводит... Пропасти местами отвесные, а во многих самых опасных поворотах отбойников попросту нет. Да, и вот еще. Официальное то движение автотранспорта отменили, но это вовсе не значит, что машин там совсем нет. - Попадаются изредка! Навстречу! и вот такое вот там неписанное правило существует, от которого ни один идиот не отступает ни при каких обстоятельствах - тот, кто едет с горы, в случае встречного транспортного средства, при разъезде должен прижаться влево, то есть ближе к пропасти! На всех дорогах Боливии нормальное "наше российское" правостороннее движение, но вот для этой дороги действует иное правило. Это связано, очевидно с тем, что нередки были случаи, когда идущая сверху машина на всем ходу сбивала в пропасть повозку, едущую в гору. И вот чтобы такого избежать, когда невиноватый невольно страдает, и придумали такое справедливое правило. В чем, в чем, а в справедливости боливийцам не откажешь... :)
Потому, совершенно оправданно, дорога эта так и называется - Дорога Смерти, или Death Road. Действительно, со слов гидов-велосипедистов, здесь каждый год кто то из путешественников разбивается, и даже не по одному. Лучшим тому подтверждением является обочина дороги, вся усеянная крестами. Но мы же знаем, что кто то - это кто то, с нами такого не должно случиться :)
4.
Итак, рано утром в центр Ла-Паса прибыл наш ночной автобус из Уюни. Выспались, конечно, так себе. Ребята из Free bikes пикапнули нас прямо на остановке и сразу повезли в их офис, где мы прошли инструктаж и расплатились за предстоящее удовольствие. Там же получили полную экипировку, защиту, шлемы, перчатки и пр. Только ботинки свои, хотя при желании они и это выдали бы. Велосипеды хорошие, с дисковыми тормозами и впереди, и сзади. Я в них не разбираюсь, но Киря сказал - "техника" :)
5.
6.
7.
8.
Микроавтобус вывез нас из городского кратера и лихо перенес на высокогорное плато, где господствовали густой туман и... снег. Да, сверху шло не что иное, как мелкий мокрый снег, ну или ледяной дождь, как сейчас модно у нас на Родине. Стартанув с 4650 метров, с ветром и снегом в лицо, удовольствие получать мы начали не сразу.
9.
10.
Дорога Смерти, имеющая второе свое название Yungas Road, протянулась на 61 километр и условно состоит из двух участков. Первый, примерно 1/3 ее длины, это такая легкая ее прелюдия - асфальт с отбойниками, по которому едут машины, а дикий велосипедист как раз, предполагается, успеет привыкнуть к пепелацу, чтобы ничего серьезного не натворить там, где пойдет уже настоящая жесть.
11.
12.
Первую часть дороги мы, как и следовало, привыкали к "рулю" и тормозам, позарубались с Кирей, кто быстрее разгонится по асфальту с горы и, между делом, иногда, обгоняли даже машинки... Вот так вот с горы неплохо катится :) Особенно в поворот, когда машинкам страшно гнать, а велосипед он маленький, чего ему.. :)
13.
14.
15.
16.
17.
Это развлечение скоро закончилось, и после прохождения какого то КПП началась настоящая Дорога Смерти, по сути именно она и имеет право носить это название. Дорожка отсюда пошла узкая, с крупным гравием, водопадами, лужами и прочими сюрпризами, описанными выше. Вот теперь то, что надо!
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Мы снова стартанули. Власта, как единственная мать в группе, решила ехать в машине сопровождения - я уверен, это страшнее :) На счет безопасности не знаю - не пробовал :) Все остальные так или иначе решили спуститься, кто то не спеша, кто то наперегонки :)
Какое то время пришлось привыкать к узкой, каменистой и местами сыроватой дороге. Ее ширина не превышает 3 метра, а местами и уже. Слева по борту отвесные пропасти - если улететь туда, шанса зацепиться в большинстве случаев не будет. Обрыв в Coroicо, самом живописном месте трека, где все так любят фотографироваться, составляет ни много, ни мало - 1200 метров. Интересно, за сколько секунд велосипед долетает до низу? Хотя, нет - не интересно :)
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
После каждых примерно 15-20 минут спуска мы останавливались, чтобы восстановиться. Моей главной проблемой были руки - их сводило от вибрации и, по словам Кири, от напряжения. Нужно держать руль мягче. Аха, куда там мягче, когда там булыжники на дороге!
Вообще, когда спускаешься по этой дороге, о высоте и пропастях не думаешь, даже когда попутно смотришь по сторонам и вниз, любуясь на всю эту красоту. Как то все по-другому воспринимается, и действительно удается получать удовольствие.
Сначала мы ехали не спеша, наслаждаясь пейзажами и ветерком в лицо, который с каждой сотней метров становился мягче и теплее. В какой то момент нам надоело плестись и мы в Кирей прибавили, соревнуясь с испанцами, японцем и между собой :)
Киря в какой то момент отобрал у Коляна экстремальную видеокамеру, которая крепится на шлем. Колян сопровождал Лену, потому осторожничал вместе с ней, а Киря, ясное дело, хотел снять нормальные кадры. Теперь камера была на голове Кири, и он разгонялся и снимал пролетающие мимо удивительные боливийские пейзажи.
33.
За время спуска я умудрился порвать цепь на двух велосипедах и в итоге вторую половину пути ехал на третьем. Поскольку это был уже не первый подменный конь, он несколько уступал первым двум, в частности в плане тормозов. Вроде тоже дисковые, но похуже они были, и технически, и по факту. Немного спустя я понял, что байк уже не столь хорош в торможении...
Я решил обогнать Кирилла и разогнался как следует. Мне это удалось, как и удалось оставить позади японца. Дорога шла неуклонно вниз и впереди виднелся большой поворот. Даже с этого расстояния было понятно, что он никак не меньше 90 градусов. Оттормаживаясь, становилось очевидно, что, похоже, я не успею вписаться в поворот и вылетаю на внешний радиус. По внешнему была скала, а пропасть была по внутреннему, потому то, собственно я и разогнался :) немного закладывая велик, я начал-таки умещаться в отведенные метры дороги и, казалось, вот-вот выйду из поворота впритык со скалой, но тут передо мной как черт из табакерки возник здоровенный полметровый булыжник, который при таком маневре не было никакой физической возможности избежать. Я в момент влетел в него и вместе с байком, оценив синеву прекрасного андского неба, сделал что то вроде сальто мортале.
34.
35.
36.
Японец, ехавший следом за мной, в ужасе подскочил и начал интересоваться, живой ли я :) Я был живее всех живых - защита отработала на славу, 3 щитка на ногах и руках, а также шлем, были изрядно исцарапаны о камни. Мой первый вопрос, который я задал еще с земли подоспевшему Кирюхе: "Ты это снял?!". Киря не был уверен, снял ли он, поскольку он был как раз в повороте в тот момент, и своим боковым зрением он видел этот перформанс, а вот достаточным ли оказался широкий угол камеры, чтобы она увидела всё это СВОИМ боковым зрением - оказалось вопросом... Ответ на него мы получили только в Москве - камера не сняла сам момент падения, запечатлев кадры лишь секундой позднее... Ну и нафига я так падал?! :)
37.
После моего падения Серега сбавил обороты и начал в полной мере наслаждаться окружающими видами. Нам вскоре тоже захотелось сменить фокус, и мы катили, любуясь невероятными видами Coroico. Вдоволь нафотографировавшись у километрового обрыва, мы еще целый час ехали до Yungas, получая удовольствие от трека.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
По прибытии оказалось, что в Yungas, на высоте 1200 метров, абсолютные тропики, где и в футболке то жарко. Сделав несколько живых кадров всей нашей интернациональной группой, мы пошли обедать и купаться в бассейне какого то местного отеля.
52.
53.
54.
55.
Это был замечательный день, полный настоящих приключений. Мы поучаствовали, пожалуй, в самой известной боливийской авантюре. Авантюре, которая до сих пор стоит у меня в топах по остроте ощущений...
56.
Видеоролик «Дорога Смерти в Боливии»:
Click to view
ФОТОЗАМЕТКИ о других днях из этого путешествия по Южной Америке:
НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 1. Солончак Уюни НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 2. Остров Инкауаси, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 3. Лагуны Трех вулканов, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 4. Пустыни Сальвадора Дали и Силоли, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 5. Лагуна Колорада, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 6. Соль де Маньяна, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 7. Солончак Чальвири, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 8. Лагуны Верде и Бланка, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 9. Восхождение на вулкан Утурунку НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 10. От Кетена до Сан-Кристобаль, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 12. Лима, Перу НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 13. Острова Бальестас, Перу НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 14. Наска, Перу НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 15. Куско, Перу НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 16. Салинерас де Марас, Перу НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 17. Морай, Перу НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 18. Мачу-Пикчу, Перу НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 19. Писак, Перу НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 20. Тиуанако, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 21. Титикака, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 22. Остров Солнца, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 23. Ла-Пас, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 24. Блокадный Оруро, Боливия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 25. Парк Птиц, Фоз-ду-Игуасу, Бразилия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 26. Водопады Игуасу, Аргентина НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 27. Водопады Игуасу, Бразилия НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 28. Итайпу, Бразилия и Парагвай НОВЫЙ СВЕТ ЮЖНЕЕ ЭКВАТОРА. Часть 29. Сан-Пауло, Бразилия