nu57 рассказала удивительное в ответ на мой
вопрос о лошадках. Излагаю по порядку.
Выставка бетонных динозавров в Кристал Палас в Лондоне произвела огромное впечатление на современников. Палеонтология в середине XIX века бурно развивалась и о вымерших животных тогда говорили повсюду. А тут, в 1853 году, открыли для всеобщего обозрения парк с первыми в мире моделями в натуральную величину. Скульптор Бенджамин Уотерхаус Хокинз (справа) сначала хотел создать только модели вымерших млекопитающих, но знаменитый палеонтолог Ричард Оуэн убедил его включить и динозавров. А организовал выставку принц Альберт, муж королевы. Эти трое, видно, и несут главную ответственность за динозавров в поп-культуре.
Животные были сгруппированы по эрам, млекопитающие были отдельно от динозавров. Вскоре млекопитающих перенесли в другое место в парке, и многие из моделей испортились. Динозавры же остались в парке Кристал Палас до сих пор. Значит, часть причины, почему динозавры имели больший успех, чем ископаемые млекопитающие - просто случайность. Динозавр бы тут пожаловался мне навстречу, что Чикшулубский метеорит, приведший к вымиранию динозавров, тоже был несправедливой случайностью. Так что не нам, млекопитающим, жаловаться.
Образы всех этих новооткрытых чудищ совершенно изменили изображение монстров художниками и писателями
. Вот, что пишет Стивен Прикетт (Stephen Prickett) в книжке Victorian Fantasy (2005):
These discoveries, spectacularly illustrated by the Crystal Palace models, had a predictable effect on contemporary art and literature. If we compare the monsters created by the early Victorian artists with those of the late eighteenth century, the difference is startling. Тhe weird creatures of James Jefferys or the better-known sea monsters of John Hamilton Mortimer' are clearly descended from the half-human species of classical mythology - fauns, centaurs and tritons. Though they have scales and claws and often tails, their scale is essentially a human one. They even have human faces. In contrast, for the Victorian artists the wildest outsize dreams of the Romantics were suddenly a reality. Images of horror which had always leaned toward the slimy and scaly became more specifically reptilian. Martin, for instance, was quick to reinterpret the monsters of Paradise Lost in terms of the new realism. Nor was his interest a dilettante one. ...
Дальше там свидетельство палеонтолога о том, как Мартин интересовался костями игуанодона и рассказ о влиянии динозавров на викторианцев вроде Тенниела, нарисовавшего Бармаглота, и Диккенса, автора Холодного Дома - книжки с мегалозавром в первой главе.
Насколько я понимаю, где-то до середины XIX века было принято, что животные - несовершенные воплощения идеальных форм, созданных вначале. Лошадки, например, пытаются быть похожими на сферического коня в вакууме платоновский идеал коня. Сам Кювье тоже так думал. То, что самый знаменитый человек из всех, кто открывал вымершие формы животных, верил, что животные не меняются, по-моему, удивительно хорошо иллюстрирует, насколько прочно сидели в умах платоновские идеалы. Но со временем число открытий слишком выросло, а главное, была выставка в Кристал Палас. Животные в головах людей начали менять формы. Животные Диснея и Милна не получились бы, если бы не палеонтологи и не выставка.
Кстати, говорит
nu57, интересно проследнить за изменением стиля иллюстраций к басням Эзопа и Лафонтена. Начать можно, например,
отсюда, там есть картинки из разных изданий за последние 500 лет. Вот (выше) иллюстрация 1484 года (старое английское издание Caхton'а) к басне "кот и лисица". Лошадь, как лошадь, никакого торта со свечками. А ниже - картинки к басне "ворона и лисица", Steinhowel (1479), Francis Barlow (1687), J.J.Granville (1838). У Гранвилля лиса уже сидит - после него легко можно было предсказать, что она встанет на задние лапы и
оденет штаны. В этих баснях ещё целая толпа верблюдов, львов, пчёл, котов, зайцев, собак, лягушек и так далее - очень рекомендую. Были времена, когда их стали рисовать более схематично или более реалистично, а с какого-то момента они стали вставать с колен на задние ноги, одеваться и улыбаться.
Формы их тел стали изменяться так бурно, что, боюсь, если бы художник, скажем, времён Славной Революции, увидел сегодняшних плюшевых и мультипликационных лис, он бы даже не понял, что это за звери. А наши дети, наверное, увидев живую лису, подумают, что это собака или шакал. Зато плюшевых и мультипликационных лис они узнают сразу.
Получается, что мультипликационные и плюшевые варианты эволюции были запущены не фантазией художников, а научными открытиями. Изображения лошадей и других зверей стали изменяться после поразительных открытий исчезнувших звериных форм. Халикотерии были
впервые описаны в 1833 году, а новые виды халикотериев были открыты в 1844 (гигантский халикотерий), 1851 и 1859 годах. Лошадь, которая может сидеть на попе, держа спину вертикально, лошадь, которая может ходить на задних ногах, а передними - хватать еду, - появились не постепенным развитием человекообразности в сказочных лошадях. Вполне возможно, что мультипликационные и плюшевые лошади научились всему этому именно от халикотериев, или, хотя бы, под непрямым влиянием их привычек.