Конспирологическое

May 18, 2012 16:32

На работе меня атакуют предложениями о страховке жизни - по два-три письма в день со срочными заголовками вроде "Если ты умрёшь завтра, что станет с твоей семьёй?". Спам-фильтер их ловит, но я всё равно на всякий случай просматриваю заголовки - вдруг он важное остановит. Параллельно (ну, то есть, перед и после, а не во время работы) читаю замечательную книжку нобелевского лауреата экономиста Канемана (Thinking, Fast and Slow, via avva и dimrub) (извините за корявый перевод):

Результаты исследований фиксирования показывают, что напоминание людям об их смертности повышает привлекательность авторитарных идей, которые могут быть успокаивающими в контексте страха смерти.

The evidence of priming studies suggests that reminding people of their mortality increases the appeal of authoritarian ideas, which may become reassuring in the context of the terror of death.

Трудно отделаться от мысли, что источник спама не страховку продаёт, а готовит нас к американским выборам. Действительно, если верить Канеману, получается, что умная реклама должна влиять на наше эмоциональное ассоциативное "быстрое" мышление, а не на "медленный и ленивый" рассудок. Смутная тревога повлияет на политический выбор сильнее, чем подробности предложений по бюджету.

Но отделаться от этой мысли надо (хоть медленно и лениво) - ведь, как напоминает Канеман в другой главе, догадки должны опираться на статистику. У страховщиков денег на рекламу, наверное, больше, чем у политиков. Так что, во всяком случае, большая часть рекламы страховки всё-таки идёт от страховых дел мастеров.

Рассудок, хоть он медленный и ленивый, если уж раскачается - не остановишь во-время. Отвергнув одну конспирацию, он тут же предлагает обратную. Когда нам рекламируют политиков, их качества вызывают у нас тревогу за будущее и мы бежим покупать страховку. Значит, часть (?) политической рекламы идёт на самом деле от страховых компаний - они нас пугают. Некомпетентость, предвзятость и бесчестность политиков не сулят нам ничего хорошего. Чем больше мы наблюдаем их, тем больше покупаем страховки. Я-то думал, что в политике преобладают троечники потому, что более способным открыт успех в областях поприятнее. Но вдруг причина совсем в другом? Какой ужас!

политика, книжки

Previous post Next post
Up