Продолжение, начало
ЗДЕСЬ Тур Хейердал, по результатам археологических раскопок, проведенных его экспедицией, заключил, что историю острова Пасхи (как раз прежде всего по возведению статуй и платформ) можно разделить на три периода: ранний - 400-1100 гг., средний - 1100-1680 гг. и поздний - 1680-1868 гг. нашей эры.
На первом этапе, по его мнению, прибывшие на остров переселенцы и их потомки изготавливали самые большие статуи и устанавливали их на самые большие и качественные платформы. Второй этап в этой трехступенчатой схеме характеризуется резким снижением качества и размера статуй и платформ. Начало третьего этапа знаменуется низвержением ранее установленных статуй (в ходе упомянутого выше военного конфликта между кланами), после чего статуи перестали изготавливать вообще.
Статуи более раннего периода
(взято из книги А.Склярова «Мифы об острове Пасхи»)
Платформы (аху) более раннего периода:
аху Винапу
аху Те-Пито-Кура
Аху Ханга-Хахаве
Здесь мы явно имеем дело с двумя - совершенно разными - этапами строительства. Причем на первом этапе была создана платформа из обработанных блоков (которая впоследствии в силу некоторых причин оказалась частично разрушенной и поврежденной), а на втором этапе проводилась «реставрация» мелким рваным камнем без обработки - с помощью него платформа была увеличена по высоте и длине. Эта последовательность просто очевидна по характеру расположения разных участков.
Первоначальную каменную кладку из обработанных блоков создавали строители, обладавшие весьма развитыми технологиями. Эти строители не имели никакого отношения к переселенцам-полинезийцам, которые (существенно позднее - !) застали тут уже частично разрушенную платформу и «реставрировали» ее так, как могли - в полном соответствии с имевшимися в их распоряжении самыми примитивными приемами. И не было у переселенцев никакого взлета технологий, как не было и позднейшего их упадка.
( А.Скляров «Мифы об острове Пасхи»)
Участок «реставрации» на аху Ваиху
Следы древней «реставрации» обнаруживаются и на других платформах. Например, на аху Ваиху места, где разрушена кладка из хорошо обработанных прямоугольных блоков, заложены обычным рваным камнем - кусками черного базальтового туфа.
И везде, где прослеживаются следы древних «реставраций», отчетливо прослеживаются две закономерности. Первая закономерность - исходная кладка платформы на порядки превосходит «реставрацию» по уровню технологий обработки камня и строительства. Вторая закономерность - уровень технологий «реставрации» полностью соответствует тому уровню развития, которым обладало как примитивное общество переселенцев-полинезийцев каменного века, так и островитяне времен появления тут европейцев.
«Буртик» на блоках стены аху Ханга-Поукура
Участок полигональной кладки под прямоугольными блоками на аху Ханга-Поукура
Эти камни подверглись сильной эрозии, и внешняя их поверхность значительно повреждена, потому что платформа располагается неподалеку от берега, где постоянно бушует мощный прибой.
Сравнение полигональной кладки острова пасхи и Южной Америки:
Выпуклость блоков на аху Винапу (слева) и в перуанском Куско (справа)
Закругление угловых блоков на аху Винапу (слева) и в Саксайуамане (справа)
Полуовальная вставка в кладке аху Винапу
Снятая фаска и четырехугольная вставка на аху Винапу
Однозначно и бесспорно строители древних сооружений в Южной Америке и создатели аху Винапу владели одними и теми же технологиями в обработке камня и использовали одни и те же методы строительства. А следовательно, если строители и не были буквально одной и той же бригадой, то явно относились к одной и той же цивилизации!..
Кладка в турецком Алджа-Хююке (слева) и перуанском Куско (справа)
Статуи и платформы более позднего периода
Ahu Akivi
Аху Тонгарики
Эта платформа «восстанавливалась» дважды (последний раз после цунами 1960 года). В ней можно увидеть и обычный бетон, и следы современных машинных инструментов (дисковые пилы, трубчатые сверла и т.п.), но нельзя понять, какова же была платформа раньше - до того, как до нее добрались реставраторы. И еще меньше можно понять о том, какова была платформа тогда, когда ее еще только построили…
(из книги А.Склярова «Мифы об острове Пасхи»)
Схема типов и размеров истуканов -моаи.
ПЛАТФОРМЫ
На крошечном острове размещено, по крайней мере, 313 платформ, которые формируют почти непрерывную линию вокруг побережья - кроме тех мест, где находятся высокие отвесные скалы (хотя есть несколько и на краях этих скал). Они скапливаются возле пещер или зон, благоприятных для земледелия, в тех районах, которые пригодны для жилья. Размер составляет от достаточно маленьких до 150 м в длину и более 4 м в высоту. Основная часть, центр, состоит из булыжника, фасад украшен кладкой, без использования строительного раствора. Платформы, стоящие у моря, иногда размещены как можно ближе к берегу, параллельно ему, образуя впечатляющие массивные стены, которые, кажется, выступают прямо из моря. Внешние стороны платформ состоят из нешлифованных камней местных пород (более позднего периода) или же причудливо обработанных и подогнанных блоков (полигональная кладка более раннего периода). Ближе к берегу есть скат, выложенный пляжной галькой и спускающийся вниз к искусственно выровненной площади: один подобный «двор» есть в Тахаи размером 55 м на 40 м. Вдоль берега стоят основные комплексы платформ (каждый длиной 0,7 км).
(Н. Непомнящий «Остров Пасхи», вставки про периоды мои)
Некоторые аху довольно малы, но другие состоят из внушительных размеров высоко технологически обработанных каменных блоков, 150 м или более в длину и до 7 м в высоту.
На воздвижение некоторых аху требовалось перемещение от 300 до 500 тонн камня, а комплекс Tahai состоит из трех конструкций, общим объемом 23000 кубических метров горной породы и земляного заполнения, оценочным весом 2000 тонн.
(Easter Island - Land of Mystery)
Схема размещения главных археологических объектов острова Пасхи (составлена на основе каталога Уильяма Томсона, работ К. Раутледж, А. Метро, Ст. Шовье, Ю. Ф. Лисянского, Б. Вилларета и др.).
1 - руины ритуальных платформ; 2 - аху; 3 - статуи, упавшие лицом вниз; 4 - то же, лицом вверх; 5 - возможные места падения статуй в океан; 5 - аху в виде полумесяца или корабля, построенная после захода первых кораблей европейцев под командованием Я. Роггевена в 1722 году; 7 - конусы вулканов; 8 - трещины тектонические; 9 - пещерный городок Оронго.
Взято из: Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи) Фёдор Петрович Кренделев; Александр Михайлович Кондратов
Схема аху:
Конструкция «типовой» платформы
Схема такой «типовой» конструкции платформы следующая. Со стороны моря примерно параллельно берегу располагается вертикальная стенка аху из блоков или рваного камня (в зависимости от платформы). Параллельно ей на расстоянии нескольких метров находится аналогичная стенка, верхняя кромка которой совпадает по высоте с верхней кромкой первой, внешней стенки. За счет того, что берег обычно имеет уклон к морю, полная высота первой стенки, как правило, выше, чем высота второй стенки. Пространство между стенками заполнено мелким рваным камнем вперемешку с песком и грунтом, то есть сделано нечто типа «забутовки» пустого пространства.
Со стороны острова к внутренней (второй) стенке примыкает некое подобие наклонного пандуса из грунта и песка, который декоративно украшен камнями, уложенными на некотором расстоянии друг от друга в верхнем слое пандуса.
Такая схема указывается в различных книгах, и получена она на основании проведенных на острове археологических работ. И именно в соответствии с ней произведена реставрация платформ в секторе Тахаи - тут данная схема «типовой» конструкции просматривается наиболее отчетливо.
Однако уже здесь возникают сомнения в корректности выводов археологов. Например, в том, что пандус является элементом исходной конструкции. Так участник нашей экспедиции, архитектор Мария Дудакова, полагает, что пандус является существенно более поздней пристройкой, которую островитяне создавали рядом с более древними платформами для каких-то своих целей. На мой же взгляд, никакого пандуса не было вообще, а была лишь ошибка археологов, которые приняли за пандус материал «забутовки» древней платформы, который был смыт во время разрушения волнами (или цунами) древних платформ.
Есть сомнения в том, что платформы предназначались именно для статуй. Так как никаких горизонтальных плит перекрытия (которые бы опирались на стенки платформы) нет нигде!..
Вместо этого статуи установлены на совсем небольшие (чуть больше ширины самих статуй) круглые каменные «блины», которые не касаются стенок платформы, а полностью лежат на «забутовке», заполняющей пространство между стенками. Никаких креплений типа «шип-паз» статуи с основанием при этом нет - да они тут и бессмысленны, поскольку добавление «блина» в качестве основания устойчивости статуе не добавляет. Единственное, что дополнительно имеется - мелкие камни между «блином» и статуей, которые заполняют щели, возникающие из-за неровностей нижней поверхности статуи.
Все это просто поражает своей бессмысленностью и нерациональностью, с точки зрения конструкционной. Там, где проведена современная реставрация, все это еще хоть как-то удерживает бетонный раствор между «блином», мелкими камнями и статуей. Да и все равно конструкция получается весьма ненадежной. В отсутствие же бетона она должна быть вообще чрезвычайно хлипкой. Для сейсмоопасной зоны, в которой землетрясения - обычное дело, такую установку статуй можно назвать даже просто дилетантской, что совершенно не согласуется с весьма грамотными технологическими и строительными приемами, которые демонстрирует каменная кладка платформ, расположенных на восточном побережье. Статуя в таких условиях если и простоит, то лишь сезон-другой - до ближайшего серьезного землетрясения.
Вдобавок, наличие в качестве основания лишь «блина», который даже не касается стенок платформы, означает, что вся нагрузка от веса статуи приходится лишь на «забутовку». Стены же не получаются никакой вертикальной нагрузки. Если на них что-то и воздействует, то лишь боковая нагрузка со стороны «забутовки», распирающей их в горизонтальном направлении. В итоге роль столь качественной кладки вообще непонятна, поскольку получается, что она не выполняет практически никакой силовой функции, с точки зрения именно вертикальных сил, на которые рассчитана сама конструкция кладки стен.
Все эти «несуразицы» и заставляют прийти к выводу, что платформы (по крайней мере в их современном виде) совершенно не предназначались для установки статуй. Они и не задумывались как симбиоз двух элементов, а были самостоятельными объектами. В общем, аху - отдельно, моаи - отдельно. Как мухи и котлеты…
...
Часто можно встретить утверждение, что вообще платформы и статуи сделаны будто бы из одного материала - а именно, туфа. В реальности это абсолютно не так. Подавляющее большинство статуй изготовлено из осадочной породы склонов вулкана Рано-Рараку, а основной строительный материал платформ - вулканический туф.
Слово «туф» не должно вводить читателя в заблуждение. В привычном нам понимании, туф - это довольно мягкая и легкая пористая порода, которую можно запросто ковырять даже ногтем. Вулканический туф острова Пасхи, который использовался при постройке платформ, представляет собой хоть и пористую, но очень твердую и очень тяжелую породу, близкую по этим параметрам к привычному нам базальту. Это базальтовый туф.
……
Как отмечалось ранее, местный черный базальтовый туф очень твердый и прочный. Наши простейшие эксперименты с этим материалом показали, что даже обычное скалывание кусочков от туфового массива - дело очень и очень трудоемкое и далеко не простое. Из-за этого изготовление даже отдельной ровной поверхности блока из базальтового туфа при ручной работе примитивными инструментами требует колоссальных трудозатрат. А создание платформы из таких блоков, тщательно притертых друг к другу, представляется вообще неимоверно сложным делом.
……………….
Однако среди инструментов, найденных археологами, нет ни малейшего намека на такие простейшие инструменты, как молоток и зубило, которые необходимы для создания плоских поверхностей. Есть только каменные топоры. Ими можно раскалывать базальтовый туф, но никак не создавать на нем ровные плоскости.
(из книги А.Склярова «Мифы об острове Пасхи»)
Из другого источника:
В ходе предварительных разведывательных поездок на остров Пасхи, доктор Шох нашел доказательства того, что самые ранние моаи (те большие каменные головы и торсы, которыми остров по праву славится) существенно отличались от более поздних моаи. Самые ранние моаи, по всей видимости, были выполнены более высококачественно из жестких базальтов, по сравнению с вырезанными из вулканического туфа большинством моаи, приуроченных к более поздним периодам. Несколько выживших базальтовых моаи были либо найдены на более глубоких стратиграфических уровнях, ниже других моаи и платформ, на которые позже были возведены моаи, или базальтовые моаи были повторно использованы в последующих структурах, что указывает на тот факт, что базальтовые моаи являются одними из самых ранних на острове.
Одна из основных головоломок, которая непосредственно относится к хронологии и датировке моаи, это вопрос о том, где были добыты различные моаи. Каменоломни на краю вулканического кратера, где были вырезаны большие моаи из вулканических туфов, хорошо обозреваемы и до сих пор содержат частично вырезанный моаи. В то время как расположение каменоломен, где было вырезано несколько базальтовых моаи, никогда не было окончательно указано, несмотря на небольшие размеры острова. На основе геологии острова Пасхи, доктор Шох выдвигает гипотезу, что подходящие месторождения базальтов может располагаться ниже в стратиграфическом разрезе, так низко фактически, что они могут в настоящее время находиться ниже уровня моря у берегов острова. То есть, базальтовые каменоломни могут быть под водой.
Как это могло произойти? Трудно представить себе, что древние жители острова Пасхи разрабатывали каменоломни ниже уровня моря. В качестве альтернативы, "потерянные" базальтовые каменоломни можут находиться под уровнем моря в настоящее время, потому что они очень древние, и, таким образом, базальтовые моаи, вырезанные из них, чрезвычайно древнее. Уровень моря резко возрос с конца последнего ледникового периода, и если базальтовые моаи были добыты вдоль побережья острова Пасхи из районов, затопленых морем, это могло бы помочь на сегодняшний день датировать базальтовые моаи и сразу наводит на мысль, что они значительно старше, чем обычно считается.
Это уже больше, чем чистая спекуляция, что базальтовые моаи, возможно, были добыты из областей, которые в настоящее время находятся под водой. Доктор Шох и его жена, Екатерина Ulissey слышали о том, что, когда французский морской исследователь Жак-Ив Кусто (1910-1997) и его водолазы посетили остров, они натолкнулись на некоторые, выглядящие очень прямоугольными, отверстия или полости в базальтовых слоях, расположенных на побережье. Могли ли это быть древние каменоломни?
Идеальный проект для Oracul является экспедиции на остров Пасхи для подтверждения этих выводов , в том числе подводных исследований у берегов, чтобы определить местонахождение и возраст всех базальтовых карьеров.
(Easter Island: The Mystery of the Missing Basalt Quarries)
Высокотехнологическая кладка в Аху Тахири (один из двух аху в Vinapu) состоит из "огромных прямоугольных обработанных блоков. Лучшие фасадные плиты в большинстве случаев весят 2 или 3 тонны. В Vinapu один из полированных базальтовых блоков имеет размеры 2,5 х1,7 м и весит 6 или 7 тонн, а один в Аху Ваи Mata 3х2 м и весит 9 или 10 тонн.
Джон Макмиллан Браун пишет:
Колоссальные блоки вырезаны и отшлифованы таким образом, чтобы подходить друг другу без малейшего зазора.
Эти блоки слишком огромны, чтобы их можно было часто сдвигать и подгонять. Они должны были быть обрезаны и отшлифованы до точного размера. Нет никаких следов сколов , сделанных после установки. Каждый угол и выступ должны были быть измерены с высочайшей точностью до того, как камни были установлены на их место.
Ныне разрушенные уже платформы
Ahu Tepeu
То место, где она была
Ahu Vai Mata, 2.8м в высоту и 69 м в длину.
Наружная поверхность вертикальных камней в двух последних аху, как и из плит, используемых в Ahu Тахири, является подушкообразными.
Капитан Кук был особенно впечатлен огромной стеной прекрасно отделанных мегалитов в Ханга-Роа, которую он сравнивал со стеной на Vinapu. Хотя никакой цемент не использовался, швы были чрезвычайно плотными, с огромными камнями, вставленными один в другой.
К сожалению, эта стена была разрушена европейскими поселенцами в тщетной попытке построить гавань.
Как эта гавань выглядит сейчас:
Рисунок Ahu Оаху, упавшего в море (ныне не существующего).
Центральный камень весил приблизительно 6 тонн.
Верхний ряд камней был перевернут на бок, чтобы сделать твердую поддержку для поставленных позже на него статуй.
Аху Нау Нау показывает, по крайней мере, шесть этапов строительства.
Обратите внимание на включение головы моаи.
Во время экспедиции Хейердала в 1987 году, возле аху Нау Нау проводились раскопки со стороны, обращенной к острову. Аккуратно установленный тротуар, сделанный из валунов, был найден в 7 футах (213см) ниже поверхности. По слою почвы, полного человеческого мусора, который был обнаружен 90см ниже него, определили возраст 850 год н.э.
Эта траншея также обнаружила красивую стену, выложенную из мегалитических плит, отлично обтесанных и подогнанных.
По словам Хейердала, этот тип кладки, был безошибочно продукт раннего периода, который был похоронен в почве до того, как аху позднего периода был установлен. Более близкий осмотр показал, что эти тонкие плиты были частью еще более старой структуры, изначально существующей в другом месте, но были демонтированы человеком или разрушены природой. Плиты были притащены на это место с другого городища, и, хотя они были прекрасно отполированы и присоединены друг к другу в оригинальной стене, они затем были переделаны, чтобы подогнать их друг к другу в другом месте.
Это открытие снесло популярную теорию, что такие стены появились на более поздней стадии на острове Пасхи и представлял высший пик локальной эволюции из-за отсутствия древесины. Эта засыпанная грунтом стена была явно старше, чем стены, видимые над землей. Ничего подобного не было найдено ни на одном острове во всей Полинезии, но это характерно для мегалитических стен Южной Америки.
(Easter Island - Land of Mystery)
ИСТОЧНИКИ:
А.Скляров Мифы об острове ПасхиEaster Island - Land of Mystery Николай Николаевич Непомнящий Остров Пасхи - ОСТРОВ НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙНEaster Island: The Mystery of the Missing Basalt Quarries Продолжение