Jean Giraudoux. La guerre de Troie n'aura pas lieu. Larousse 2009. Учебное издание одной из наиболее известных пьес Жироду. Я никогда его не читал вообще, устыдился и купил эту и "Электру". Пьеса совершенно блестящая, отточенные и остроумные диалоги, действие развивается быстро, есть комические вставки в трагическую в целом пьесу о неизбежности войны. Прекрасно прописанные персонажи (особенно поэт-лидер сената Демокос, Андромаха и Гектор, но также и Елена), умело использованные анахронизмы... в общем, очень рекомендую.
Макс Фриш. Назову себя Гантенбайн. Солдатская книжка. М., Канон-пресс, Кучково поле 1998. Много раз приступал к "Гантенбайну" - и на русском, и на немецком, но каждый раз оставлял за невыносимостью (она то казалась скукой, то надрывом) до лучших времен. И вот наконец прочитал. Невыносимая книга, конечно. Совершенно не понимаю её привлекательности, и хочется всё время бросить, и надо обязательно дочитать. Эти игры в "представлю себе такую судьбу", о притворной слепоте и истинной. В общем, гениальная книга, почти в такой же степени, как Homo Faber (греческая трагедия). "Солдатская книжка" же - о службе Фриша в армии во время второй мировой, рассуждения о Швейцарии, о власти и подчинении бедных и неграмотных богатым и грамотным, о пронацистских симпатиях части элиты во время войны... в общем, мне как местному жителю ужасно интересно, а так не знаю.
Thomas Pynchon. Gravity's Rainbow. Penguin Books 2006. Наконец прочитал и этот главный шедевр, о котором так много говорил нам
spintongues. Вижу, как он повлиял на многих (в т.ч. и на любимого Foster Wallace'а), отдельные истории (например, про девочку, которую присылали к отцу на базу разработки ракет из концлагеря в качестве поощрения, а потом усылали обратно) - просто гениальные... но в целом это всё же не моё. Паранойя и секс, секс и паранойя. Если б не вставные рассказы, было бы невыносимо, наверное, а вставные рассказы почти все восхитительны. В целом - придётся читать ещё. Например, Bleeding Edge (вот специально для
spintongues фотография из FNAC в Париже).
Colette. L'entrave. Librio 2013. Чёткая, умелая в описании нюансов чувств и фактуры предметов, логичная и краткая, совершенно не женская проза - на женскую тему: как женщина, опытная и независимая, впервые в жизни влюбляется по-настоящему. Колетт - читать ещё однозначно.
Курцио Малапарте. Шкура. ИЛ 5.2005. Хотя и "журнальный вариант" без нескольких глав, это - одно из открытий последних лет. То жеманная, то жёсткая, умная и интересная проза о том, как американцы (с прочими французами и англичанами) высадились на юге Италии и как Неаполь перешёл от героизма (потому что люди боролись со смертью) к полному разврату (потому что они стали бороться за жизнь, за "шкуру"). Тут и геи, и умирающие от голода, и итальянские дворяне, и американские генералы, и природа, и отвратительные ужасы войны. Очень, очень рекомендую.
Арно Шмидт. Чёрные зеркала. ИЛ 5.2005. Ещё одно открытие в том же номере ИЛ. Автор, ненавидящий современное общество и обожающий культуру, написал роман, в котором он остаётся последним человеком после термоядерной войны, находит райский уголок на севере Германии, где пейзаж вдруг успокаивает его душу, строит себе дом и высокоучёно (хошь в области философии, хошь математики) разговаривает с тенями, пишет письма исчезнувшим людям и удостаивается посещения женщины-музы, по которой будет ностальгировать всю оставшуюся жизнь. Мне очень понравилось.