"Оказывается, что Тамара Гвердцители: дочь не только грузинского народа, но и еврейского.
В один из знойных июньских дней в тенистом уголке большого двора нашего "олимовского" дома ("микбацей диюр", или, в просторечии, "микбац") и, прокручивал на магнитофоне аудиокассету с песнями моей любимой певицы Тамары Гвердцители. Тихо звучали чарующие мелодии песен об Иерусалиме, о маминых глазах, песня на музыку моего земляка, израильского композитора Алекса Ческиса, на слова поэта Юрия Гарина "Шлягер моей мамы"... Слушая песню об Иерусалиме, подумал про себя, что для такого исполнения мало одного таланта певицы, надо любить, гордиться и восхищаться этим
вечным городом. Песни услышал, подошедший ко мне работник микбаца - Платон Ройтман. - Не мог не подойти к вам, услышав родной голос Тамары. Ведь мы с ней в родстве. Я, конечно, слышал о еврейских корнях Тамары Гвердцители. Но никак не думал, что мне доведется познакомиться с теми, кто знает об этом не понаслышке.
Платон оказался прекрасным рассказчиком. И посему я почти дословно передаю то, о чем поведал мой собеседник. * * * "У раввина Одесской хоральной синагоги Соломона Розенштеха было три дочери. Старшую дочь звали Зелда, среднюю - Ревекка, а младшую - Суламифь. Зелда была моей бабушкой, а младшая - Суламифь - была бабушкой Тамары. Моя мама, Татьяна Александровна, и мать Тамары, Инна Владимировна, - двоюродные сестры, а мы с Тамарой, получается, правнуки рава Соломона. В памяти его потомков раввин Розенштех остался человеком благочестивым, мудрым, добродушным. Наряду с религиозным, он почтительно относился и к светскому образованию, это положительно отразилось на судьбах его детей и внуков.
То, как мы оказались в Грузии, тема отдельного разговора. Скажу только,
что мои одесские родственники в начале войны эвакуировались на Север - в Коми АССР. Мой отец, Семен Юдкович Ройтман, был офицером Советской Армии и служил в Тбилиси. Он помог семье перебраться в Грузию. Инна Владимировна Кофман, мать Тамары, закончила филологический факультет Тбилисского пединститута им. А.С.Пушкина. Она была обаятельной, интересной девушкой. В один прекрасный день познакомилась с Мишей Гвердцители, ставшим впоследствии ее мужем. Миша был комсомольско-партийным работником, затем перешел на научную работу. Первенца назвали Павлом, в домашнем кругу его называли Пупа, а младшей дочери дали имя - Тамара. Все родные любовно называли ее Тамуней. Она была веселой, открытой, доброй девочкой. Моя мама восхищалась ее музыкальными способностями. С раннего детства она пела и обучалась игре на фортепьяно. Тамуня часто посещала наш дом. Моя мама закончила Тбилисскую консерваторию. Спустя много лет ей было присвоено почетное звание "Народный учитель Грузии", она преподавала фортепьяно в музыкальной школе, в училище.
Мама нередко помогала Тамаре в изучении новых песен, музыкальных пьес. В салоне нашей квартиры стояло старинное, еще с николаевских времен, пианино. Маленькую Тамару не надо было упрашивать, она охотно выполняла просьбы домашних, садилась на высокий стульчик, увлеченно играла и пела. А когда уставала, кричала: "Ой, уведите меня, оторвите от пианино, сама я уйти не могу!" Во "Дворце пионеров" был создан детский вокально-инструментальный ансамбль "Мзиури" (Солнечный), в котором играли и пели девочки с 8 до 14 лет. Тамара была активной участницей ансамбля. С него и началось ее восхождение к музыкальному Олимпу. Тамара совершенно свободно владеет английским, французским, грузинским и, разумеется, русским языками. Это в значительной степени предопределило богатство и разнообразие ее песенного репертуара. Важным этапом в ее творческой жизни была работа во Франции совместно с известным французским композитором Леграном, а когда она жила в США, ей довелось выступать в самом знаменитом концертном зале мира - "Карнеги холл". Впрочем, ваши читатели с творческой биографией Гвердцители хорошо знакомы, так что повторяться
Не будем. Тамара души не чает в своем сыне Сандро (Александре). Сандро учится в Лондоне, в одном из престижных колледжей столицы. Так что сердце Гвердцители нынче разрывается между Грузией, Россией, Англией и Израилем. Да-да, наша страна для нее - особое место, видимо, сказывается генетическая
память, да и любовь израильской публики многое значит. Будучи в Израиле, Тамара всегда гостит у нас, она желанный гость нашей семьи. Моя мама очень любила Тамару - за ее душевную щедрость, сердечную доброту, за ее яркий, неподражаемый, красивый, идущий из глубин сердца голос. На памятнике моей мамы высечены ноты первых тактов песни
"Мамины глаза", которую она любила слушать только в исполнении Тамары. Бывая на гастролях в Израиле, Тамара, несмотря на занятость, обязательно посещает военное кладбище "Кирьят-Шауль", возлагает цветы к памятнику моего сына. Роман репатриировался по программе "Наале". Он был прекрасным парнем, отлично учился, получил высокий багрут. К несчастью, он погиб во время прохождения военной службы в полиции... Мы часто с моей супругой Татьяной слушаем Тамарины песни. На одном из дисков - дарственная надпись: "Любимым и родным, незабываемым, душевным родственникам от Тамары". * * * Теперь, после рассказа Платона, нам стали понятны причины столь душевного исполнения песни "Иерушалаим". Ну не может же правнучка одесского раввина, не раз повторявшего слова "В будущем году - в Иерусалиме", - не любить эту страну. А если вспомнить то, что Израиль - священная земля и для грузинского народа, светоч которого, Шота Руставели, похоронен в одном из монастырей нашей столицы, - то особое отношение Гвердцители к Иерусалиму
Становится еще понятнее. * "Секретный портал" - еженедельник "Секрет" (velelens.livejournal.com)* *КСТАТИ:* В ближайшее время Тамара приезжает на Землю обетованную. В связи с этим мы получили такой пресс-релиз: Тамару Гвердцители многие всерьез считают израильтянкой. Это чувство трудно объяснить, и тем более подобрать хоть какие-то серьезные аргументы. Но сторонники этой версии упорствуют, убеждая, что Тамара <<своя , <<наша и лучше нее никто не может понять еврейскую душу и исполнять еврейские песни. И, мол, дело не в каких-то официальных документах или паспортах. Речь о
взглядах и истинно еврейском духе певицы. Не важно, на каком языке она поет! И вовсе не беда, что Тамара Гвердцители до сих пор не живет в нашей стране. В этом наивном подходе поклонников замечательной певицы существует важный момент. Многих творчество Тамары сопровождает всю сознательную жизнь. Оказывается, ее первое выступление в качестве солистки хора состоялось еще в детском саду. Тогда Тамаре было 3 года, а ее брату - 2. Существует документальное свидетельство этого выступления: малыши пели дуэтом на съемках детской телевизионной программы. В первом классе все стало намного серьезнее: фортепианные концерты, постановка голоса, плановые выступления. В 9 лет началась профессиональная карьера. Тамару пригласили в детский вокально-инструментальный
ансамбль "Мзиури" . Он был создан при тбилисском Дворце пионеров и прогремел на весь Советский Союз. Да, что там Союз, детский коллектив исколесил всю Европу. Имя Тамрико было на слуху, ее узнавали на улицах, просили автограф. В самом начале этой звездной карьеры у Тамары появилось желание поступить в театральный институт. Но ее мама настояла на поступлении в консерваторию, и, конечно же, была права. Класс фортепиано и композиции стал достойным основанием ее карьеры. И вовсе не случайно Тамара Гвердцители однажды сказала: <<Все, чего мама не смогла достичь в жизни, она реализовала во
мне. Для этого ей пришлось очень многим пожертвовать . А еще был труд, без которого любой талант становится скоропортящимся продуктом. Тамара работала на сцене, в студии, на репетиции, стремясь добиться высот. Оттачивались каждый жест, каждая нота и музыкальная фраза. Уже в 19 лет Тамара получила первый приз на конкурсе "Красная гвоздика"
в Сочи. Были еще конкурсы, и победы в Дрездене, в Сан-Ремо, "Золотой Орфей" в Болгарии. Гастроли чередовались с работой в студии, где записывались первые пластинки молодой певицы с симфоническим оркестром. В 1991 году произошло чудо. Мишель Легран - композитор с мировым именем - прослушав записи певицы, пригласил ее в Париж. До сих пор Тамара вспоминает концерт, который прошел в <<Олимпии . На сцене два рояля. За одним маэстро Мишель Легран. За другим - Тамара Гвердцители. Фейерверк ритмов стилей -
от классики до джаза. Во время того незабываемого вечера Тамара исполнила несколько песен из репертуара Эдит Пиаф, чем потрясла избалованную парижскую публику. По разному складывается творческая судьба артистов, они разными путями находят дорогу к славе и признанию. В невероятном репертуаре Тамары песни на семи языках. Она свободно владеет английским, французским, итальянским, и, конечно же, русским и грузинским. С довольствием поет на иврите и идиш. Ее гастроли в Израиле всегда проходят с неизменным успехом, ведь все
знают, что народная артистка России и Грузии, Тамара Гвердцители приехала домой. На сей раз с новой программой "Я несу в ладонях свет"