Ольхонские ворота. Вспомнить всё. 2012 год

Jul 03, 2020 11:26

Как победить дракона и уйти в отрыв

Этот  год можно назвать годом обширного поиска. Владимир просто фонтонировал  идеями, нащупывая новые направления в варганной музыке, пробуя и  экспериментируя. Именно поэтому год получился таким длинным и  разнообразным.



Начать с того, что в самом начале его "Ольхонские ворота" выпустили второй альбом, «Следы на песке», композиции для которого писались во время поездок ещё 2011 года, но что-то дописывалось и позже.



Это был всё тот же мелодический этнотранс  - название стиля придумал, разумеется, Владимир, он позволял нам  несколько обособиться от общего этнотранса, творящегося в варганном  мире, хотя, по сути, далеко от него не ушёл.

В  духе того времени альбом сопровождался весьма заумной, но красивой  вводной, которая заканчивалась совершенно бомбической, на мой нынешний  взгляд, фразой:

Сидя на крыше ночи, герой, победивший Дракона, вдыхает  покой. Что такое время для познавшего суть вещей? - Следы на песке!

ОМГ, кто-нибудь понял, что эти чуваки хотели сказать? ;) Я тоже нет. Но  суть была уловлена: мы начали борьбу с собственным Драконом, тем самым,  который заставлял нас играть на варгане перебором нот и несвязанными  музыкальными темами - мы начали движение в сторону музыки. Поэтому на  этом альбоме появились другие инструменты (Владимир играл на пимаке, я  на тот момент ни на чём ещё не играла), и… о чудо! Прозвучали первые  робкие мелодии - халлинг и «Ротнеймс Кнут». Сыграны они были ещё без  понимания норвежской традиции, но лиха беда начало.

(Тут  надо в скобках добавить, что этот медленный переход характерен именно  для «Ольхонских ворот», сам Владимир, похоже, уже вполне  переформатировался, паралелльно у него шла работа над альбомом 1046, где  варган является аккомпанирующим инструментом, и стилистика совсем  другая. Но сейчас речь именно о нашей истории.)

В  качестве поддержки альбома в апреле мы выступали в Москве на фестивале  «Соль». Я не знаю, почему мы уже тогда казались непохожими на остальной  этнотранс, по мне так это всё ещё он, родимый. В «Оду к радости» мы  вписали шаманский бубен, а «Ротнеймс Кнут» сопровождался такими шальными  басами, которых в Норвегии не знали. Но нам нравилось. Нам вообще всё  оригинальное нравилось.

image Click to view


image Click to view


image Click to view



Например,  нравилось сочетать музыку с другими видами искусств. Мы начали поиск  подходов к литературе. Пытались понять, как играть на варгане под  звучащий текст так, чтобы никому не было обидно - ни чтецу, ни  варганисту. Первый опыт получился весьма экзотический - вместе с Канако  Икеда, японкой, с которой мы познакомились на Конгрессе в Якутске в 2011  г., мы записали цикл классических хайку Басё под варган. Вот как это  вообще сочетается?! Оказалось - легко!

image Click to view



Следующим шагом было озвучивание моих рассказов - в 2012 году это был рассказ "Вернуться в Итаку».


olkhon_gate · back to Itaka

Чуть  позже это направление обрало своё название - «Перо и варган». Это  случилось на Ольхоне во время первой Байкальской варганной клиники -  события поистине экстраординарного, ставшего квинтессенцией множества  идей Владимира, собравшее главных на тот момент варганистов России и  вдохновившее многих новичков мощной творческой энергией. Литература под  варган там звучала не один раз, и в виде конкурса, и в виде выступления  «Ольхонских ворот» - я тогда работала над романом про музыку и  музыкантов «Жити и нежити», вот отрывок из него мы и исполнили.

image Click to view



Не  буду останавливаться подробно на рассказе об этом историческом событии -  первом варганном фестивале, который организовали мы с Владимиром (с большой помощью Юлии Фёдоровой). В  своё время я про него дотаточно писала.  Скажу только, что там было опробовано, кажется, все возможные виды  варганной деятельности: джемы простые и с другими музыкальными  инструментами и импровизации, конкурсы, поиски кладов, обучение новичков  in situ, масса игр, лекции и мастер-классы, а главное, было положено  теоретическое начало варганного ансамбля - на тот момент, интуитивного,  Владимир ратовал именно за такой подход. Однако вы только гляньте,  как он всё расписывает в своей статье, там просчитано всё, от жестов  дирижёра до положения музыкантов в пространстве - правильно, всё  интуитивное рождается из точного рассчёта!

Ну, и там-то от нас ещё никто не ждал, что мы будем играть мелодии - хаха! Так что мы, можно сказать, отрывались: играли импровизации и баловались диапазонами.

image Click to view


image Click to view



Однако уже осенью (клиника, напомню, происходила в начале августа 2012 г.) мы поехали на Муннхарпафорум в норвежскую деревеньку Бё,  и там наши импровизации постепенно стали сходить на нет. Потому что мы  вдруг увидели, что можно играть мелодии на варгане и быть при этом  счастливыми людьми - неожиданно, правда? Было бы что играть. И вот  это-то - поиск репертуара и его осмысление - станет для нас самой  большой проблемой на ближайшее время.

Пока  же мы показали норвежцам всё то немногое, на что были способны - и  сорвали шквал апплодисментов, вписав «Оду к радости» в причудливые  звуки.

image Click to view



Однако стоило норвежским варганистам отвернуться, как мы возвращались в лоно этнотранса. Мелодического:)

image Click to view



И  всё-таки, количество постепенно переходило в качество. В смысле, чем  больше мы говорили о том, чтобы играть на варгане мелодии, тем больше  они из нас произрастали. После Норвегии мы отправились в Австрию и  Венгрию посетить тамошних музыкантов, и в Кечкемете - на родине Арона  Силадьи - записали вот эту мелодию. Послушайте, слышите? Там уже  появилось она: мелодия!

image Click to view



Вообще  поездка была очень интересной. Мы пообщались, так сказать, в  натуральной среде обитания, а не в фестивальном формате со многими  варганистами - Катарин Раска, на тот момент студенткой Норвежской академии музыки, Ароном Силадьи, с которым даже немного поджемили и сыграли на его, Арона, концерте, Альбином Паульсом  и другими. И ещё нам посчастливилось пообщаться с мастером Золтаном  Силадьи, который питал нежную любовь к России и упорно называл меня Терешковой  (не спрашивайте; о роли этой женщины в истории России тогда ещё никто и  представить не мог). Но главное, мы стали приближаться к пониманию той  основы, которая потом сильно изменила наш подход к музыке: варган -  фольклорный инструмент, он - суть культуры, из которой вышел.  Неожиданное открытие, правда, кэп? Однако это сейчас может звучать  банальщиной, тогда же, на фоне общего, ровно-одинакового звучания  варгана признать его фольклорную природу и вписанность в ту или иную  культуру было прорыво.

Который и случился с нами в следующем году.

P.S. Лирическое отступление

Уже  упомянутые «Жити и нежити» был вдохновлен этим важным, насыщенным на  события, поездки, музыкальные знакомства и открытия годом. Он так или  иначе отразил всё то, о чём тогда думалось, и я до сих пор считаю его не  столько личным моим текстом, сколько результатом работы «Ольхонских  ворот». И там много мыслей Владимира о сути музыки, о её природе и  поиске совершенства, они получились рассыпаны между разными персонажами,  но они там есть.

И  есть сам Владимир. И описание «Пустых холмов», с которых начиналось  варганное сообщество вообще. В общем, сугубо субкультурный текст.

Но есть и такие пассажи, которые сейчас для меня звучат совершенно иначе.



Фото Nicolas Pernot. Оформление Аксентий Бескровный

Мы бабочки ангелы тени.  Звёзды, подвешенные в пустоте.

Мы  сложены из камня из глины из песка из воздуха из полевых цветов и травы  из памяти и забвения.

Мы руки неба глаза деревьев мы камни этого мира  живые камни этого мира, на которых строится судьба. Мы помним себя животными оленями с ветвистыми рогами кобрами в траве птицами рыбами.  Мы не видим конца и начала жизни наши души спят с открытыми глазами и просыпаются, только когда звучит музыка.

Мы люди.

Мы обладаем вечностью.

Музыкой мы откупаем себя у смерти.      

музыка, варганисты, дуэт ольхонские ворота, концерты и фестивали, Норвегия

Previous post Next post
Up