Репетиция первая
Как играют фольклорные музыканты в ансамбле? - Да как ветер подует. В смысле, интуитивно: один вступил, все подхватили, кому-то надо передохнуть, он вышел, потом продолжил, тут решили попеть, там поплясать... А если это на сцене? Ну, тогда договариваются "по куплетам": вступает первый, за ним остальные, потом поем... А вот сколько сыграли, сколько куплетов спели, будет ли припев или нет, когда плясать - это как ветер подует. В смысле, интуитивно. "Мы потеряли десять тактов!" - с досадой говорит первая скрипка после прогона композиции. Мы репетируем с камерным оркестром. Мы - это старшая группа ансамбля "На Огородной слободе" и я в качестве варганиста. Оркестр - "Виртуозы Москвы". Встреча двух непересекающихся прямых. Когда ребята стали разыгрываться перед репетицией и достали рожок, весьма мерзко строящий с холода, бедные скрипачи смотрели на них так, будто хотели убежать прямо сейчас. Но потом рожок разыгрался, кугиклы вступили, скрипачей отпустило. Осталось утрясти форму. "Сколько мы должны петь?" - спрашивают фольклористы. "19 квадратов". Ребята нервно смеются - кто же их считает! "Так, еще раз, с 79 цифры!" - объявляет первая скрипка - он выполняет функции дирижёра. Прогоняем заново, ансамбль считает, оркестр следит за нотами. "Два такта выбрасываем", - резюмирует скрипка. "Давайте ещё раз, мы поняли, где не так было!" - ансамбль явно чувствует азарт, чтобы сыграть, как написано в партитуре. "Нет-нет, не надо, вы ещё что-нибудь измените!" - скрипка пытается сохранить хрупкую музыкальную форму, на которую дунь - разлетится, сместится, смешается, заживёт новой жизнью, будет искать других выражений, более ладных, более складных. Это же фольклор, в нем так можно. В оркестре - нельзя. "Почему они так хотят играть по партитуре?" - спрашивает у руководительницы одна из девушек из ансамбля, когда мы уходим из репетиционного зала. Все прошло так непривычно быстро, ребята явно чувствуют разочарование: они не наигрались. "Так проще, по нотам играешь - думать не надо, - отвечает ей руководительница, сама с консерваторским образованием, пианист, теоретик, в душе композитор, ушедшая в фольклор с головой. - Многим легче играть по нотам". "Я так мечтала поиграть с оркестром! - признается та же девушка, когда выходим из Дома музыки. - Но я и не думала, что мечта так быстро исполнится!" Я тоже мечтала и тоже не думала. В воскресенье уже выступаем.