Вдруг соломой зашумит

Mar 08, 2013 10:10

Читать крысам стихи (via "Хорь и Крыс" @ xaxam) - отличное добавление к списку исследований ( "Дни беспечные в науках и в пирах"), в которых учёным приходилось мерить свободу воли у мух, вызывать у шимпанзе зевоту, учить попугая танцевать и доказывать отсутствие расизма в сексуальных предпочтениях именно ялтинских божьих коровок (кажется, в отличие от ( Read more... )

смешное, ссылки, наука, звери

Leave a comment

Comments 14

xaxam March 9 2013, 14:14:31 UTC
Вот ещё чудесный образчик подобной науки. Я не поленился и разыскал не конспект, а собственно труд. Он впечатляет: потратить 43 страницы и написать кучу закорючек только для того, чтобы уговорить читателя, что два графика на стр. 22 имеют между собой хоть какую-нибудь корреляцию...

Reply

i_eron March 11 2013, 16:30:52 UTC
Да уж, я бы постеснялся такой график публиковать. Но само сочетание тем очень удачное - одна вечная, одна модная. Что бы ещё эдакое климатом объяснить...

Reply

ksonin March 12 2013, 09:21:48 UTC
Почему это неинтересно?

Reply

xaxam March 12 2013, 09:26:15 UTC
Потому что это не имеет никакого отношения к реальности. Может, есть связь, а может, она наоборот обратная: в холодные годы местные жители мёрзли, лишний раз на улицы не выходили, и их меньше раздражали окрестные евреи.

Reply


nu57 March 12 2013, 02:35:12 UTC
О, тут большой простор для спекуляций. Они, конечно, должны были упомянуть исследования Гаспарова о семантическом ореоле хорея, а заодно и раскритикованное им мнение Гумилёва, что "ямб, как бы спускающийся по ступеням, свободен, ясен, тверд и прекрасно передает человеческую речь, напряженность человеческой воли, а хорей, поднимающийся, окрыленный, всегда взволнован и то растроган, то смешлив, его область - пение ( ... )

Reply

i_eron March 12 2013, 17:26:36 UTC
Действительно. Думаю, крысам нравится хорей в стиле марша:

Умпа-умпа, недо-умпа,
Умпа-умпа трах-тарарам!

А мне нравится каждый из этих разных хореев, я могу перестроится. От разгульных частушек и весёлых танцев, до шуршащих народнических и звенящих пророческих (хоть лучше всего, конечно, "король мышиный"). И это большое облегчение, а то я уже подозревал, что я крыса. Да что там, мне даже козлиный гекзаметр иногда нравится. Гибкость, эклектизм ритмов - вот чем мы отличаемся от других зверей!

А как классифицировать "дар напрасный, дар случайный"? Маршировать под него что-то не получается.

Reply

nu57 March 12 2013, 17:55:10 UTC
> А как классифицировать "дар напрасный, дар случайный"? Маршировать под него что-то не получается.

Под него получается ехать (цОк-цок, цОк-цок). Не могу сейчас найти ту книжку Гаспарова (её изъяли из сети), но вот тут и ещё немного тут мной из неё пересказаны куски. Гаспаров говорит, что абсолютно все (!) пушкинские стихи о дороге написаны этим размером, и во многих из них - повторы: "Мчатся тучи, вьются тучи", "То в кибитке, то в карете", "Вьюга злится, вьюга плачет", "Город пышный, город бедный", "Всё влюбленный, всё печальный". Как на кочках подскакивает в кибитке. Ну и мысли подскакивают и заикаются.

Да, я не поняла - а из чего следует, что ты не крыса?

Reply

i_eron March 12 2013, 18:27:42 UTC
Мне кажется, что этот ритм марша выше - неизбежно бодрый, а "дар напрасный" - наоборот, протяжный. Гаспаров, оказывается, различает стихи, где Пушкин идёт на поводу у этого ритма, и более поздние, где "радостно-оптимистическая семантика размера ... контрастно оттеняет содержание". Оттеняет-то оттеняет (и это удивительно хорошо, помогает избежать излишней сентиментальности), но всё-таки ехать под них не получается. Если я нарочно проговариваю их в ритме марша, получается абсурд. Очень интересно.

Я не крыса, потому что крысам нравится простой и бодрый вариант хорея, а мне нравятся разные, для чего нужно переключиться каждый раз на новый ритм. Крысы переключаться не умеют - так я думаю.

Помнишь, что в машине тиканье при сигнале левого поворота - "тик-так, тик-так, тик-так", а при сигнале правого - "так-тик, так-тик, так-тик"? Так вот, смысл исследования в том, что мы слышим оба ритма (правда, будто бы, не по желанию), а крысы - только правый. Крупное достижение, я считаю.

Reply


nu57 March 13 2013, 09:36:52 UTC
Нашла, что мне напомнило это исследование. У меня есть коллекция, которую я всё собираюсь опубликовать, исследований антропоморфного поведения животных - иногда честного, но чаще дутого. Так вот, там были:
- обезьяны, распознающие грамматические ошибки, например, неправильный порядок слогов
и
- голуби, которых успешно обучили отличать ямб от хорея Пикассо от Моне. В 1995 году Сигэру Ватанабэ, Дзюнко Сакамото и Масуми Вакита из университета Кэйо получили за это Шнобелевскую премию по психологии. Особенно показательно с искусствоведческой точки зрения, что картины Моне, поставленные вниз головой, голуби уже не признавали, в то время как переворачивание кубистских работ Пикассо на их критические способности не влияло.

Reply

i_eron March 13 2013, 18:04:16 UTC
Потрясающая фотография в этой заметке об обезьянах (я волком бы выгрыз антропоморфизм ( ... )

Reply


Leave a comment

Up