Во славу логики

Nov 18, 2013 12:34

Из книжки:
Пионером чувств летучих мышей, как и многого другого, был Ладзаро Спалланцани (1722-99), иезуитский священник и профессор естественных наук в Павийском университете, в Италии. Спалланцани обладал бесконечным любопытством к природе и был блестящим наблюдателем и остроумным экспериментатором. Наблюдая за пойманной сипухой, он заметил, что ( Read more... )

наука, звери, книжки

Leave a comment

Comments 37

gmz November 18 2013, 20:53:59 UTC
Странно, что никто не предположил, что летучие мыши издают очень тихие звуки, которые только сами и слышат. Или были такие предположения?

Reply

i_eron November 18 2013, 21:03:00 UTC
Не знаю, я всего лишь процитировал.

Насколько я понимаю, это тогда очень широко обсуждалось многими образованными и умными людьми. Наверняка они предположили всё, что могли.

Трудность с тихими звуками, мне кажется, в том, что эхо от них - ещё гораздо тише. Если мы не слышим самих звуков, то трудно поверить, что летучая мышь услышит эхо от них. И потом, когда по пещере летает много летучих мышей одновременно, каждая из них должна как-то разобраться в этой какофонии. Значит, у них есть стимул кричать погромче, а не тихо.

Reply

navi03 November 18 2013, 21:06:18 UTC
Частота звука и его громкость - характеристики не связанные. Могут быть звуки высокочастотные громкими и тихими. И так во всём частотном диапазоне. Для примера: можно спеть ноту ЛЯ первой октавы тихо и громко, частота при этом в любом случае будет 440 Гц.

Reply

i_eron November 18 2013, 21:30:31 UTC
Да. Люди тогда удивлялись, почему они не слышат мышиных криков - это было аргументом против теории о том, что летучие мыши "видят" ушами. Мысль о частоте, которая нам не слышна, им в голову не приходила. А мысль о том, что крики тихие - думаю, приходила.

Reply


navi03 November 18 2013, 21:05:36 UTC
Недавно правительство Индии присвоило дельфинам статус "личностей, не относящихся к человеческому роду". Я написала по этому поводу пост, и о том, что я считаю, что ВСЕ животные - личности, не хуже человека ( ... )

Reply

i_eron November 18 2013, 21:41:46 UTC
Я про эту тенденцию думаю очень плохо, Вы уж извините. У меня про это тут много записей.

Интересно, какой юридический смысл имеет этот индийский дельфиний статус. Но даже если это просто пустая декларация, я против. Зверюшки - очень хорошие, но люди - это другое.

Reply

trurle November 18 2013, 22:37:25 UTC
Шимпанзе способны к ограниченной коммуникации на языке жестов. Думается их даже можно обучить программированию на Visual Basic .Net

Reply

i_eron November 18 2013, 22:39:24 UTC
К сожалению, для меня это не аргумент в пользу того, что они люди :-)

Reply


lubech November 19 2013, 04:41:54 UTC
Некоторые люди, особенно дети, способны слышать очень высокие звуки, гораздо выше 20 кГц. С возрастом эта способность обычно притупляется. Странно, что никто из детей не обращал внимание Спалланцани (и других ученых) на то, что они слышат издаваемые мышами звуки, а он - нет.

Держа в руке летучую мышь, я сам замечал, что кричит она негромко, однако ушам больно, как будто рядом раздается самый громкий звук.

Reply

lubech November 19 2013, 04:54:00 UTC
Вот еще пример:
Все мы в детстве слышали оглушительные, металлические, какие-то "телевизорные" эхолокационные удары летучих мышей, и совершенно перестали слышать их, повзрослев (помнится, я еще слышал на младших курсах университета).
http://multifidum.livejournal.com/150015.html

Reply

i_eron November 19 2013, 05:15:59 UTC
Интересно. Если я правильно понял, разные виды летучих мышей кричат ультразвуком очень разных частот. Возможно, в итальянских пещерах звучит мышиный аналог фальцета или сопрано, который даже дети не могут слышать. А может быть, этот профессор-энтузиаст не любил детей и не подпускал их к своим летучим мышам. А может, ему просто не пришло в голову у детей спросить - он спросил только "у всех, кто мог помочь".

Reply

lubech November 19 2013, 05:22:51 UTC
Наверно. Похоже, Спалланцани был не чета Дарвину - тот постоянно использовал детей в своих изысканиях. "Я расставил несколько своих детей в саду" - из книги Дарвина про опыление.

Reply


nu57 November 21 2013, 14:48:34 UTC
Вот, кстати: http://tommi-anya.livejournal.com/236915.html
Хорошо быть молодым не совсем молодым. И даже не в Дарвиновские времена.

Reply

i_eron November 21 2013, 20:07:38 UTC
Да, я видел, забавно. Это как жалеть Всеведующего - сколько ерунды ему приходится выслушивать.
Вот за что мы любим ЖЖ, так это за непредсказуемость комментариев. Я всего лишь понаписал слов, чтобы пнуть Кювье. А комментаторы столько всего интересного ответили, и почти все почему-то про слух, женщин, детей, зверей...

Reply


Leave a comment

Up