Leave a comment

Comments 24

greta_pinder April 1 2016, 06:56:46 UTC
Могли не тратить время, а меня спросить. В смысле, за шимпанзе не скажу, но сама я очень мучаюсь со своим носом от любой перемены климата и отопления. Вот каким путём, значит, должна идти пластическая хирургия!
А насчёт речи - выходит, народы, у которых строение челюсти и носа напоминают наших меньших братьев, не должны говорить, а слоны должны?

Reply

i_eron April 1 2016, 07:05:59 UTC
Так и я тут пишу в перерывах между кашлем и вообще часть про мучения эректусов с большой эмпатией написал.

Нет, японские товарищи нарочно подчёркивают, что современные люди все совсем не такие, как макаки и шимпанзе. Мы вот уже 2.8 миллиона лет кардинально отличаемся от всех обезьян носом. А различия между разными людьми глубиной всего где-то 100, максимум 200 тысяч лет. Неважно, что у некоторых нос выдаётся больше, а у других - меньше, главное, что там внутри воздух идёт вверх-вниз и слишком быстро расширяется. Но да, интересно было бы узнать - неужели и вправду бушменам, корейцам и тупи-гуарани так же плохо от насморка, как нам.

Reply

greta_pinder April 1 2016, 08:19:06 UTC
Вот это было бы интересное исследование. Возможно в этом причины японского табу сморкания...
Выздоравливайте! Я тоже только что переболела. Это такое поветрие.

Reply

i_eron April 1 2016, 16:03:20 UTC
Спасибо. Я это поветрие во Франции подхватил, в командировке, но вообще-то это ужасные мучения на всю жизнь, и всё-то ради того, чтоб из Африки сбежать.

Reply


freedom_of_sea April 1 2016, 07:21:14 UTC
1. морда сплющилась(чтобы говорить?), а нос остался, чтобы кондиционировать воздух
2. В отличие от мака и шимпов человек жил в пустынных саваннах и не мог тратить много воды на увлажнение

Reply

i_eron April 1 2016, 16:10:40 UTC
1. Никто не знает, почему у нас морда сплющилась (2.8 м. л. н.). Теперь считают, будто говорить мы начали гораздо позже (100-200 т. л. н.). Верно, сто лет думали, что нос вытянулся, чтобы кондиционировать, раз уж морда стала короче. А теперь эти, вроде, очень убедительно доказали, что с длинным носом кондиционируется намного хуже, а не лучше. Всё вековое понимание, так сказать, с ног на голову.

2. Когда мы вдыхаем и тратим в носу воду на увлажнение, она не теряется, потому что идёт внутрь. В саваннах надо увлажнять вдыхаемое больше, потому что там воздух суше. Другое дело, что саванна может заставить привыкнуть к недостаточно увлажнённому воздуху. Но вроде говорят, что недостаточно увлажнённый - всё-таки плохо. И потом, из этого исследования выходит, что как раз макакам и шимпанзе было бы легче в саваннах, чем нам, потому что у них увлажнение гораздо эффективнее.

Reply


nu57 April 1 2016, 09:14:27 UTC
Последняя фраза неплоха, признаю.

Но вообще-то не очень понятно (если забыть про первое апреля и расово-ангажированных японцев), какая разница - вверх-вниз или вперед-назад. Вроде бы понятно, что, чем длиннее путь, тем лучше воздух может нагреться, как в длинном извилистом радиаторе. Или, наоборот, охладиться, если нужно. В общем, длина должна бы способствовать, а не мешать адаптации к переменчивому климату. А тут и вообще говорится, что по мере эволюции, с переходом от ночного образа жизни к дневному, когда стало менее важно хорошо унюхивать в темноте, нос укорачивался, а не удлинялся. А увеличивались, наоборот, губы, что способствовало лучшему выражению эмоций, а затем и развитию речи (те из нас, что продолжают вести ночной образ жизни, всё ещё пострадывают дислексией:). И картинкой хорошей это иллюстрируют, из Дарвина:

... )

Reply

i_eron April 1 2016, 16:28:52 UTC
Конечно, замечательная фраза, особенно в сочетании с его выражением лица. Все советские дети знают - Буратино врёт, что потерял монеты в лесу, на самом деле он закопал их в поле. Именно так мы и вышли из тропического леса в саванны - через враньё и длинный нос. Кстати, очень смешно про божество и неэффективное вдохновенье.

Точно, первые умелые дамы (femina habilis) думали своим чуточку увеличившимся мозгом (по сравнению с австралопитекинями) -эх, полюблю носатого! Детки пойдут тоже носатые, и их удлинённый нос поможет им покорить надвигающиеся в последнее время на наш уютный лес саванны, а в перспективе миллиона лет - высунуть нос на широкие просторы Евразии. Ведь чем длиннее нос, тем дольше увлажняется в нём воздух. Здравый смысл. И археологи тоже сто лет думали именно так. И вдруг оказалось, что длинноносые мужчины почти три миллиона лет безбожно дурили женщин и археологов, потому что важна не только внешняя длина, но и внутренняя форма.

Reply


dyrbulschir April 1 2016, 12:46:09 UTC
Прекрасно)

Reply

i_eron April 1 2016, 16:29:06 UTC
Да, замечательная статья. Эта, как её, сравнительная анатомия, да и эволюционная биология в целом на глазах становится настоящей наукой. Я очень за неё, чхи, болею.

Reply


scherkas April 2 2016, 06:22:14 UTC

я примерно до  середины сомневался - это первоапрельская статья, или нет (решил, скорее нет).
Но даже и сейчас до конца не уверен :)

Reply

i_eron April 2 2016, 06:48:51 UTC
Спасибо. "I love ambiguity more than most people".

Статья, конечно, самая настоящая и очень замечательная - по ссылке в конце моей болтовни её можно прочитать целиком. Моя же болтовня чисто первоапрельская, хотя я нигде и не соврал.

Reply


Leave a comment

Up