Продолжение. Начало
здесь.
В прошлом году на сайт Память народа начали выкладывать информацию из документов (картотек) военкоматов о потерях, призыве и демобилизации личного состава Красной армии в годы войны. В этих сведениях по офицерскому составу иногда встречаются и фотоснимки.
Собственно ниже привожу послевоенный фотоснимок гвардии капитана Кузнецова Николая Федоровича из документов Саратовского горвоенкомата.
В записи из военкомата по капитану Кузнецову стоит дата выбытия - 4 ноября 2010 года. Если эта дата выбытия соответствует дате его смерти, то Кузнецов Николай Федорович был, возможно, последним из оставшихся в живых танкистов 124-й танковой бригады, которые участвовали в боях 8 - 10 октября 1941 года на Петергофском шоссе.
Начинал же лейтенант Кузнецов Николай Федорович свою карьеру танкиста в мае 1941 года в Ленинграде. 15 мая 1941 года он, будучи командиром стрелкового либо курсантского взвода одной из частей в городе Бобруйск (ЗапОВО), был зачислен в списки слушателей трехмесячного сбора по подготовке командиров танковых взводов легких танков на ЛКБТКУКС.
В дальнейшем переведен для обучения на командира тяжелого танка КВ, а по завершению программы подготовки направлен в 22-й отдельный учебный танковый батальон на ЛКЗ.
Лишь 13 сентября 1941 года лейтенант Кузнецов вместе со своим танком с заводским номером М-5167 в составе маршевой роты
старшего лейтенанта Мошкова выбыл на укомплектование 124-й танковой бригады.
Напомню, что все семь танков этой маршевой роты были укомплектованы моторами М-17Т. Поэтому уже в конце месяца их частично вернули на завод для замены двигателей на В-2К, а частично передали в 12-й запасной танковый полк. Танк с заводским номером М-5167 ушел в 12-й ЗТП, а вот его командир лейтенант Кузнецов остался в 124-й танковой бригаде и, как уже в предыдущей записи говорилось, в приказе командира бригады полковника Родина от 4 октября 1941 года «...допускался к исполнению должности» командира танка 124-го танкового полка.
По другим танкистам из экипажа этого танка ясности пока нет, но все они бои на Петергофском шоссе благополучно пережили. Механик-водитель, он же взводный техник, воентехник 2 ранга Маетный в вышеупомянутом приказе от 4 октября не упомянут. Так же в документах 124-й ТБР начала октября 1941 года не упоминаются командир орудия и механик-водитель младший из этого экипажа.
А вот радиотелеграфист красноармеец Б. в начале октября 1941 года упомянут как находящийся в бригаде за штатом в резерве танкистов. Он затем участвовал в боях на Петергофском шоссе, был ранен и попал в плен. В плену выжил, прошел после войны проверку и в 50-х годах прошлого века за бои в районе Урицка был даже награжден медалью За боевые заслуги.
Сам же лейтенант Кузнецов, вероятно, получил под свое командование один из новых либо ремонтных танков, которые прибыли в бригаду в начале октября 1941 года. По его заводскому номеру и составу экипажа пока у меня точных сведений нет.
С "пропажи" этого танка 8 октября 1941 года собственно и начались бои 124-й танковой бригады на Петергофском шоссе. В 4 часа 8 октября 1941 года, т.е. фактически еще ночью, «...направляющий танк лейтенанта Кузнецова сбился с маршрута и ушел влево на Лигово. О дальнейших его действиях до сих пор ничего неизвестно».
Точно о дальнейших действиях этого танка неизвестно и сейчас, а вот его командир лейтенант Кузнецов Николай Федорович 10 октября 1941 года оказался в госпитале с тяжелым ранением, которое он получил в боях под Урицком. В госпитале он находился до самого конца 1941 года и по излечении был отправлен в 12-й запасной танковый полк.
В дальнейшей его боевой биографии пока присутствуют белые пятна. Однако известно, что в феврале - марте 1942 года лейтенант Кузнецов продолжал оставаться в 12-м ЗТП.
Вновь в документах, которые ныне доступны на сайте Память народа, уже
гвардии старший лейтенант Кузнецов появляется только в конце июля 1942 года уже в составе 7-й гвардейской танковой бригады Волховского фронта.
27 июля 1942 года на укомплектование этой бригады прибыло 16 танков КВ и одной из танковых рот на этих танках был назначен командовать гвардии старший лейтенант Кузнецов. В начале августа он отличился в боях под Киришами и был награжден орденом Красной звезды.
В ноябре - декабре 1942 года уцелевшие танки КВ 7-й гвардейской танковой бригады вместе с экипажами были сданы в 185-ю танковую бригаду и 32-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва, но командир роты гвардии старший лейтенант Кузнецов остался служить в 7-й ГТБР.
В феврале 1943 года 7-я гвардейская танковая бригада приняла участие в так называемой
Смердынской операции войск 54-й армии Волховского фронта. Перед армией стояла задача: «ударной группе войск 54-й армии прорвать фронт противника на участке Макарьевская Пустынь, Смердыня, Егорьевка, Кородыня. Главный удар нанести в направлении: Васькины Нивы, Шапки, с целью выхода в тыл Синявинской группировки противника. Ближайшая задача: разбить противостоящего противника в районе: Макарьевская Пустынь, Смердыня, Кородыня, выйти на рубеж: Костово, Бородулино, перерезать шоссе и ж.д. в районе Любань»(
Википедия).
К сожалению, исход этой операции для частей 54-й армии был не очень удачен. Продвижение было незначительным, а части 58-й стрелковой бригады, которые были усилены танками 7-й ГТБР были окружены противником. И вот этими танками усиления командовал командир танковой роты 2-го танкового батальона гвардии капитан Кузнецов.
В ночь на 21 февраля 1943 года окруженные подразделения пошли на прорыв, однако танкистам из группы капитана Кузнецова прорваться не удалось и его судьба вновь долгое время оставалась неизвестной (
ОБД Мемориал). Впоследствии выяснилось, что гвардии капитан Кузнецов Николай Федорович попал в плен 22 февраля 1943 года. В 1945 году он был освобожден, прошел проверку и демобилизован.
Вот такая история командира танка КВ, который свернул не туда. В следующей записи попробую прикинуть вариант по его танку, а пока исправления и дополнения приветствуются.
P.S. Дубликат этого текста разместил в ЯндексДзен (
ссылка).