Продолжение. Начало
здесь и
здесь.
В предыдущих сериях рассказывалось о танках 2-й танковой роты 1-го танкового батальона 124-го танкового полка в соответствии со списком заводских номеров танков КВ-1 этого полка по состоянию на 10 октября 1941 года.
В списке танков 2-й роты был учтен и танк командира 1-го танкового батальона капитана Рыбакова, но точный его заводской номер неизвестен. Неизвестен и его экипаж, так как капитан Рыбаков ранее служил в 24-й танковой дивизии, а не прибыл в 124-ю танковую бригаду вместе с одной из маршевых рот из 22-го отдельного учебного танкового батальона.
На вышеприведенном снимке из коллекции ув.
egorogr видно, что у танка КВ-1 с "ижорской" башней 90 мм, который учтен на профильной странице сайта под номером 32, вероятно, огнем вражеской артиллерии отбиты два опорных катка с правой стороны.
В приказе командира бригады полковника Родина от 3 октября 1941 года бывший командир танкового батальона 49-го танкового полка 24-й танковой дивизии капитан
Рыбаков Николай Михайлович «...допускался к временному исполнению должности» командира 1-го танкового батальона 124-го танкового полка. Утвержден в должности 11 октября приказом командующего Ленинградским фронтом.
Майор Рыбаков Николай Михайлович
Капитан Рыбаков участвовал в боях на Петергофском шоссе, в ходе которых получил 10 октября 1941 года контузию в подбитом артиллерией противника танке КВ-1, но, как следует из его весьма информативного наградного листа с представлением к ордену Ленина, сумел вместе с экипажем своего танка с боем пробиться к нашим позициям.
Среди прочей информации в наградном листе Рыбакова присутствует следующее предложение - "Немцы подтянули пушки и открыли ураганный огонь по машине, причем от танка было отбито два катка".
Напомню, что в предыдущей записи я предположил, что заводской номер танка с "ижорской" башней 90 мм, который учтен на профильной странице сайта под номером 32, скорее всего, будет № М-5083, потому что экипаж этого танка сумел спастись. Кроме того, отсутствует информация о штатном командире орудия этого КВ-1.
Таким образом, в бою 10 октября капитан Рыбаков вполне мог входить в состав экипажа этого танка, но вот являлся ли танк с зав. № М-5083 его штатным танком или он подсел в него уже в ходе боев пока непонятно.
После боев на Петергофском шоссе капитан Рыбаков продолжил командовать 1-м батальоном 124-го ТП. В начале декабря 1941 года ему было присвоено звание "майор", а в январе 1942 года составлено вышеупомянутое представление на орден Ленина.
Однако реализовано это представление, судя по пометкам на наградном листе, было только после длительного согласования уровня награды в конце марта 1942 года, т.е. уже после гибели Рыбакова. При этом его представление к званию Героя Советского Союза за бои в районе Погостья и Шалы командование Ленинградского фронта отклонило.
Погиб майор Рыбаков 12 марта 1942 года при эвакуации трофейного танка из района Шалы. Он сам лично решил вывести трофея в наш тыл, но танк подорвался на мине, в результате чего Рыбаков получил несколько тяжелых ранений, от которых позже скончался в медсанбате.
Все вышеприведенные фотоснимки майора Рыбакова взяты из Боевого пути 124-й танковой бригады, который ныне доступен для всех желающих ознакомиться на сайте Память народа.