Паломничество по святым местам давно стало одной из "визитных карточек» нашего прихода.
- Ты едешь?
- Еду! А когда и куда?
Такой диалог нетрудно услышать в храме накануне очередной поездки.
Вырваться из московской суеты, помолиться в святых местах, поближе познакомиться с жизнью подвижников благочестия - всего этого мы ищем в паломничестве.
За прошедшую зиму прихожане вместе с о.Александром совершили два автобусных путешествия - в Брянск - это было в начале Рождественского поста, и в Псково-Печерский монастырь и город Торопец на 4 седмице Великого поста.
Расскажу поподробнее о второй поездке.
Итак, в воскресный день, 7 марта, в 16 часов дня с улицы Большая Якиманка выехал автобус… Нам предстояло провести в пути остаток дня и наступающую ночь, с тем, чтобы рано утром оказаться в прославленном Печерском монастыре.
Несмотря на тяготы пути (все же более 12 часов в автобусе с редкими остановками!), мы бодро покинули наш «дом на колесах» и отправились на богослужение. Размеренная и весьма продолжительная монастырская служба пролетела быстро, и вот уже радость первых встреч. Нас встретил о.Харлампий, который прошлым летом принимал в этом монастыре ребят из нашего молодежного клуба, приезжавших потрудиться и помолиться в святой обители. Первым делом мы направились в «Богом зданные» пещеры, где захоронено более 10 тысяч монахов и подвижников, где и сейчас продолжают хоронить почивших насельников монастыря. Есть в пещерах и подземная церковь, где несколько раз в год совершается богослужение. Там же, в пещерах, похоронен митрополит Вениамин (Федченков) и старец Иоанн (Крестьянкин). У места их вечного упокоения мы совершили краткую заупокойную службу.
После посещения пещер нам открыли вход в Успенский храм, где мы имели возможность поклониться чудотворной иконе Успения Божией Матери, особо почитаемой в монастыре, и мощам преподобномученика Корнилия.
Из храма мы направились в келейный корпус, где, как мы думали, нас ждет завтрак. Но ждала нас пища духовная. Первым делом мы попали в келью старца Иоанна (Крестьянкина). Трудно передать охватившее всех чувство, когда мы подошли к скромной крашеной двери с номером 18. Трудно даже представить, сколько людей - священников и архиереев, простых мирян и высокопоставленных руководителей получали духовное утешение и поддержку за этой дверью. Нас встретил о.Филарет, многие годы бывший келейником старца, имевший возможность близко с ним общаться. С трепетом и замиранием сердца мы вошли в келью, где вся обстановка сохраняется такой, какой она была при жизни старца. Так благословил Святейший Патриарх Алексий, чтобы люди могли получать духовное утешение, посещая это место. Стоя у дверей кельи, мы вспоминали, как в далеком уже 1996 году, во время нашего приходского паломничества в Печоры, отец Александр смог попасть на прием к о.Иоанну, и старец благословил нас всех, выглянув из окна кельи. Мимолетный, казалось бы, эпизод, но он запомнился на всю жизнь.
Из кельи наш путь лежал на Святую горку - место отдыха, духовных размышлений, тихих прогулок насельников монастыря. Засыпанный снегом яблоневый сад, кусты смородины, окружающие едва заметные из-под снега скамейки, снегири на соседней крыше, дивный вид на монастырь - все это - Святая горка…
Получив изрядный «заряд» благодати, мы выяснили, что время нашего завтрака уже давно прошло, а до обеда еще много времени, да еще надо пропустить вперед группу из Питера, у которых обед по расписанию раньше. Ну что ж, это не так страшно, можно и подождать, хотя мы не ели с утра, а время близилось к часу дня. В итоге нас накормили почти одновременно с питерской группой, только вот сесть всем за один стол нам не удалось.
После сытного монастырского обеда мы попрощались с Печорами и отправились в Псков. Конечно, времени на полноценную экскурсию по городу у нас не было. Мы заехали в воинский храм Св.Александра Невского, где нас взяла под опеку православный экскурсовод Валентина, и дальше наш путь лежал в Снетогорский монастырь, основанный еще в 13 веке.
Проехав по нескольким улицам Пскова, посмотрев из окна на величественный Троицкий собор в Псковском кремле, мы остановились у небольшого храма Св.Василия Великого (Василия на горке), ненадолго зашли в храм и попутно купили хлеб, который выпекается в пекарне при храме.
Надо сказать, что названия псковских храмов очень запоминаются, они какие-то «вкусные», если так можно сказать о словах. «Василия на горке», «Николы со Усохи», «Успения с Пароменья», «Петра и Павла с Буя»… К сожалению, мы их практически не увидели - время было сильно ограничено. Нельзя объять необъятное, как говорится.
После краткой поездки по городу, мы вернулись в храм Александра Невского, где нас благословил его настоятель, протоиерей Олег Теор. Об этом батюшке можно рассказывать много и долго. Несколько лет назад, во время еще одной нашей поездки в Псков, у нас состоялась интереснейшая беседа с батюшкой, окормляющим Псковскую воздушно-десантную дивизию. В той поездке с нами было много молодежи, поэтому беседа была во многом ориентирована на людей молодых, в том числе и готовящихся к службе в армии. В этот раз времени на беседу не было, но отец Олег очень тепло нас встретил и благословил в дальний путь. Перед долгой дорогой нас покормили в храмовой трапезной, и мы отправились в путь.
Не прошло и восьми часов в автобусе, как примерно в половине второго ночи мы прибыли в древний (на 100 лет старше Москвы по упоминанию в летописях - 1074 г.) город Торопец, находящийся уже в Тверской области. Надо ли говорить, как нас обрадовала чистая уютная гостиница, в которой были удобства в номере, горячая вода, теплая постель… Пять часов сна дали уставшим телам достаточный отдых и в восемь утра мы были уже на богослужении в Свято-Тихоновском монастыре, который, как мы увидели при свете дня, оказался в 100 метрах от гостиницы.
Если о Печорах рассказывать особо не надо - история этого монастыря прекрасно описана во многих книгах, то о Торопце надо сказать несколько слов.
История Торопца (с сайта
http://www.toropetsru.ru/history.htm, с сокращением)
Начало истории. XI-XIV вв.
Датой основания Торопца считается 1074 год, когда город на этом месте впервые упоминается под этим именем в летописях, как город в Смоленском княжестве. Спустя некоторое время времена это уже было не тихое удаленное место, а небольшое, но воинственное Торопецкое княжество, враждовавшее и с Новгородом, и с Суздалем, и даже с Киевом. У княжества была сильная дружина, позволявшая даже завоевывать соседние земли.
В Торопце кипела бурная торговая жизнь − сюда везли товары «гости» (купцы) из всех русских городов. Сами торопчане славились ремеслами − скатерти местных мастеров покрывали даже княжеские столы. Высокие валы для богатого города означали безопасность, так как немало было желающих поживиться за его счет. Эти валы сохранились и по сей день. Сохранились летописные сведения, что в Торопце в 1239 году венчался с половецкой княжной один из самых знаменитых русских князей − Александр Невский, принявший княжение здесь почти одновременно с новгородским. Татаро-монгольское иго обошло город стороной. Зато «соседи» с другой стороны - литовцы с начала XII века несколько раз грабили город. Для защиты от литовцев торопецкие князья договорились о союзничестве с Владимиро-Суздальским княжеством. Все же союз с суздальцами не помог - в XIV веке Торопец был захвачен литовцами. Только в XV веке московский князь Иван III, принявшийся за объединение русских земель, отвоевал Торопец у литовцев и присоединил к своим владениям.
В составе Московского государства. XIV-XVIII вв.
В XIV веке центр города переместился на остров посреди реки Торопы. В XVI веке торопчане возвели высокие бревенчатые стены и башни нового кремля, от которых сейчас не осталось и следа.
Близость воды была для торопчан и защитой, и угрозой − несколько раз город затапливало, но всякий раз, и после наводнений, и после пожаров, и после разорений от соседних княжеств и литовцев, он возрождался заново. Торопецкие купцы славились предприимчивостью и широкими контактами не только с другими русскими городами, но и с иностранцами. Это очень заинтересовало Петра I, и в 1706 году император посетил город. С этого времени начинается новый и последний период расцвета Торопца. Процветают ремесла, строятся каменные дома и храмы, город разрастается далеко за пределы острова, его окружают слободки, открываются новые заводы, лавки, кабаки. В городе начал развиваться ямской промысел. Но золотой век Торопца продлился недолго. С конца XVIII века торговые пути изменились, и город остался в стороне. В 1777 году он вошел в состав Псковской губернии.
Храмы в Торопце, как и во всех городах, окруженных лесами, строились изначально из дерева. Каменное строительство активно начало развиваться только ближе к середине XVIII века, когда был снят запрет Петра I, связанный с постройкой Петербурга. В это время возводится большинство каменных храмов в Торопце, перестраивается древний Троице-Небин монастырь. На средства купца Гундорова на острове строится самый красивый городской храм Богоявления.
В 1778 году был утвержден новый регулярный план Торопца, однако совсем «по сетке» перестроить город не удалось, и некоторый живописный беспорядок в нем сохранился, только выровняли основные улицы.
Просторная базарная площадь у моста обрамлена старинными купеческими особняками XVIII − начала XIX веков. Общий ансамбль образовывали некогда и храмы Торопца. Но во времена советской власти почти все центральные церкви были снесены или изуродованы, и теперь только на старинных гравюрах мы можем видеть, как живописна была Торопецкая набережная со множеством куполов и колоколен.
XIX век.
Город постепенно приходил в упадок, и это хорошо заметно по храмовому строительству: последний грандиозный городской собор,
Корсунско-Богородицкий, строился очень долго, с 1795 по 1804 год, средств постоянно не хватало, − и это в городе, где прежде один купец мог выстроить целый большой каменный храм!
Отечественная война 1812 года обошла Торопец стороной, хотя он и находится довольно близко к границе. Не было здесь ни разрушений, ни пожаров, и жизнь после войны вошла здесь в привычную колею очень быстро. В 1814 году здесь открылось уездное училище с библиотекой. Постепенно застраиваются каменными домами и улицы города.
XIX век вообще оказался наиболее тихим и спокойным в истории города, не ознаменованным особенно бурными событиями. Жители постепенно покидали город. Однако к этому времени относится наибольшее количество известных людей России, родившихся и выросших в Торопце и его окрестностях. Среди них такие имена, как композитор М.П.Мусоргский, генерал А.Н.Куропаткин, адмирал П.И.Рикорд, вице-адмирал М.И.Ратманов, декабристы братья Поджио и многие другие художники, артисты, военные.
ХХ век.
В 1907 году в город пришла железная дорога. Со станции Торопец отправился первый поезд по дороге «Бологое - Невель». Правда, дорога пролегла чуть в стороне от Торопца, в двух с половиной километрах от него. В Торопце родился, вырос и выучился в духовной семинарии Святой Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин).
Установление советской власти в городе было объявлено 30 октября 1917 года. С этого момента в городе и районе постоянно вспыхивали восстания, «кулацкие мятежи», подавляемые местными же красногвардейцами. После окончательного установления советской власти начались и сносы храмов. Панорама города сильно изменилась - не стало многих красивых церквей на берегах Торопы, а старинный Троице-Небин монастырь оказался изуродован и превращен в фабрику. Еще страшнее была история со зданием напротив реального училища (ныне школы №1) на острове: там была устроена тюрьма. И в течение многих лет по одну сторону дороги гуляли на переменках дети, а по другую, за колючей проволокой, выходили на прогулку арестанты. Сейчас тюрьмы здесь нет, как не было ее в дореволюционное время.
В Великой Отечественной войне город участвовал в полной мере. В августе 1941 года город был захвачен фашистами, в Троице-Небином монастыре устроили лагерь для военнопленных. В Торопецком районе начали действовать партизанские отряды. Торопец относительно недолго пробыл в оккупации - уже в январе 1942 года, после поражения под Москвой, войска фашистов стали отходить на Тверь (тогда носившую название Калинин) и дальше, к Осташкову, озеру Пено и на Торопец. В Торопце был мощный немецкий гарнизон (к счастью, оборонительных стен уже не было). После нескольких дней осады, наши войска 21 января полностью освободили Торопец.
После войны Торопец отстроился и зажил тихой, неприметной провинциальной жизнью. В 1957 году он был передан в Калининскую (сейчас Тверскую) область. В 1971 году − официально объявлен городом-памятником, хотя все в основном осталось на словах, а памятники города оставались в довольно плачевном состоянии.
Монастырь был возрожден в августе 2005 года на месте бывшего мужского Николаевского Особного монастыря 11 века, существовавшего практически с момента основания города Торопца (1074). Одновременно с созданием Свято-Тихоновского.монастыря, при нем, по Указу Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, был учрежден Миссионерско-просветительский центр в честь новомучеников и исповедников российских.
На территории монастыря сохранились два каменных храма - Никольский (1666) и Покровский (1766), которые в настоящее время переданы монастырю. Храмы эти являются памятниками Федерального значения, и это помогло получить государственное финансирование для их восстановления. И, хотя работ еще очень много, есть надежда, что с Божией помощью, трудами настоятельницы монастыря монахини Иоанны (Калашниковой) и сестер обители, эти храмы возродятся в былом великолепии. Но самое главное, конечно, это восстановление человеческих душ, и об этом после богослужения говорила матушка Иоанна, рассказывая нам о монастыре. А мы вспоминали, что не так давно, меньше 20 лет назад, и в нашем храме была «мерзость запустения», которую сейчас уже трудно себе представить.
Итак, в 8 утра мы были в монастырском храме. Зайдя на территорию монастыря и увидев величественные храмы, трудно было себе представить, в какой тесноте нам предстояло молиться. А дело в том, что службы проводятся в приделе Сергия Радонежского в Никольском храме, а весь оставшийся объем храма пока представляет собой поле деятельности реставраторов. Проще говоря - там идет ремонт, вход туда завешен полотнищем, внутри стоят строительные леса и сложены материалы для ремонта… Знакомая и памятная до боли картина… Давно ли и у нас так было? Придел, в котором шла служба, вместил всех желающих, но для этого всем пришлось выдохнуть. Нелегко было перекреститься, а уж молитву Ефрема Сирина могли сопровождать земными поклонами только самые «везучие». Остальным негде было даже поясной поклон сделать. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Большинство паломников исповедались и смогли причаститься, несколько человек приняли участие в чтении на клиросе, а многие песнопения пели все присутствующие. Было радостное ощущение общей молитвы. После окончания службы матушка Иоанна, как я уже упоминала, рассказала нам о монастыре, о его святынях, показала нам мироточивую икону Преп. Сергия Радонежского, икону Иоанна Предтечи (в день Первого и Второго Обретения Главы его мы и молились в монастыре), икону Распятия и св. Патриарха Тихона и Царя-страстотерпца Николая II.
К 12 часам дня нас ожидал обед в гостинице, 10-минутный отдых и затем - обзорная экскурсия по Торопцу. Для нас город особо примечателен тем, что в нем прошли детские годы Святого Патриарха Тихона, здесь сохранился домик его родителей, в котором сейчас организован музей. Родители Патриарха Тихона похоронены на местном кладбище, сейчас над местом их захоронения воздвигнута часовня. Возле часовни мы совершили краткую заупокойную литию по протоиерею Иоанну и Анне - родителям Святого Патриарха Тихона, а затем отправились на автобусе осматривать город. Конечно, из окна автобуса невозможно почувствовать тот особый дух, который имеют малые исторические города России. По ним надо ходить пешком, не спеша, осматривая не только «памятники архитектуры», но и просто внимательно глядя по сторонам - на простые дома местных жителей, на тихие улочки, на патриархальный быт маленьких городов. Увы, вместить такую прогулку в нашу поездку не было никакой возможности по времени, ведь нам предстоял еще 400-километровый путь в Москву… Ну что ж, это повод подумать - а не приехать ли еще раз в Торопец летом, тем более, что и монастырь приглашает желающих потрудиться во славу Божию.
- Ты едешь в следующую поездку?
- Да! А когда и куда мы едем?