...так получилось. что я давно не писала ничего для фотографов и про фотобанки. Виновата, исправляюсь и ближайшее время буду стараться писать почаще.
Недавно один из редакторов в нашем фотобанке Лори нашел фотографию девушки со счетами, которая выбивалась из обычного восприятия, что-то явно было не так. Когда ежедневно работаешь с изображениями - переходишь на некий другой уровень восприятия картинки. Картинка воспринимается быстрее, чем текст, и часть получается так. что вот точно "что-то не так" - но сразу описать это словами еще не можешь, слова приходят чуть позже.
После него я уже у себя в фейсбуке выложила ссылку на это фото и спросила, что не так. У меня во френдленте очень много фотографов, поэтому сразу же нашли кучу фотографических недочетов, но тут уж я рекомендую всем действовать по принципу "Нашел у другого недостаток? - Пойти и исправь свой!" Каких-то смертельных фотографических недочетов на этой картинке нет. А интересовал меня только один вопрос: Сколько людей сегодня, в 2013 году, увидит и обратит внимание на то, что счеты у барышни перевернуты.
Когда-то давным давно на счетах учили считать в школе. Меня - учили, в 4 классе. С тех пор много воды утекло, и на счетах считать уже давно не учат. Счеты еще нетрудно найти на барахолках, это хороший реквизит, многофункциональный. Но любой реквизит - это все-таки ответственность перед зрителем, зритель скорее всего вам поверит, но не стоит вводить его в заблуждение.
С тех пор как в фотобанки стали присылать свои работы все желающие - убрали ограничение на профессиональное образование и опыт работы - возникла интересная ситуация. Вроде бы - стало доступно очень много иллюстраций практически на любую тему (не на любую, но об этом в следующий раз). Но уровень этих иллюстраций зачастую дилетантский, любительский. Если смотреть то, что присылалось в фотобанки за самой заре их становления (есть сортировка по дате - и уйти в самый хвост выданных результатов) - то будет видно, что и фотографическое качество первых микростоковых иллюстраций было сперва не очень, но с каждым годом росло и сегодня пожалуй все постоянно работающие с фотобанками фотографы - снимают действительно профессионально и качественно, а иначе не примут их работы в базу и все.... И с сюжетами и качеством постановки - та же ситуация. Сперва сюжеты высасывались из пальца. реквизит собирался по сусекам - и что получалось, то и получалось (кое-что с тех времен и по сей день неплохо продается).
Крайне мало людей имеют опыт и знания во всех сферах человеческой деятельности сразу, да это и не нужно. Просто если вы - как фотограф - решили что-то снять для фотобанка, некий сюжет - то очень важно, чтобы вы разбирались в этой теме. Потому что слишком велика вероятность того, что вам поверят не глядя и картинку используют "как есть".
Пример со счетами наглядный, но не единственный. Можно смотреть многие темы - и сразу видна разница между работами тех фотографов, которые снимают то, в чем разбираются, и тех фотографов, которые снимают "потому что реквизит был". Нашим (российско-украинско-белорусским) фотографам очень смешно смотреть на фотографии западных стокеров с сюжетами на ремонт автомобиля или дома. Вот, например:
Любой человек на постсоветском пространстве точно скажет, что там, куда радостно прикладывает разводной ключ этот чудесный улыбающийся мужчина - откручивать нечего. И закручивать тоже!
Или вот:
Некий новый способ замены колеса - не снимая колпака...
Если смотреть наших авторов - то самая популярная тема - бизнес, практически всегда выглядит смешно или неправильно, когда пытаются снимать мужчин в бизнес-костюмах. Ну как-то неестественно они все себя ведут, неуютно моделям в костюмах, не нравится, фальшиво - и это очень видно на фотографиях. Девушки в бизнес-костюмах - вполне даже ничего, а мужчины - хоть плачь... Выход один - снимать стеб, нечто заведомо постановочное и комичное, когда фальшивый бизнесмен будет в своей тарелке.
Что же делать? Да как обычно: любите свою работу и учите матчасть! Можно заранее сходить и посмотреть как "этот реквизит" должен выглядеть в работе, можно договориться с теми, кто давно работает в этой сфере и в качестве модели снять того, кто профессионально владеет именно этим инструментом (предметом и т.д..).
Покупатель картинки может точно также как и фотограф не знать - а как правильно. Покупатель картинки - такой же живой человек, как и фотограф. И тот, и другой имеют право на ошибку. И все-таки - если вы можете снять правильно - это будет лучше.