В фантастических романах 20-го века часто обыгрывалась тема деградации человечества в результате ядерной катастрофы, столкновения с астероидом или длительного путешествия в космосе. Фабула обычно заключалась в том, что одичавшие люди продолжали пользоваться оставшимися от просвещённых предков артефактами, благо предки позаботились о том, чтобы пользоваться ними мог даже идиот. Как и полагается "идиотам" дикие люди не понимали ни истинного назначения высокотехнологичных предметов, ни того, как они устроены, и в лучшем случае знали, что если нажать "вот здесь", то получится "вот это", а в худшем - "забивали гвозди микроскопом". Вокруг чудо-предметов возникали религии, объяснявшие что эти предметы созданы богами; доступ к ним и методологию использования определяли жрецы. Ну и так далее, кто читал например "Пасынки вселенной" Хайнлайна, тот поймёт :)
Я много такого читал в детстве, очень увлекательно. Постарше я даже сочинял что-то своё :) Ключевым моментом во всех этих историях была жуткая катастрофа, полностью менявшая развитие человечества, причём писателю нужно было придумать что-нибудь нестандартное и одновременно глобальное. Мог ли я представить, что всё описанное в романах сбудется тихо, незаметно и без катастроф?
12 апреля исполнится ровно полвека со дня полета Юрия Гагарина в космос. По этому поводу в России намечается большое и пафосное торжество, призванное скрыть факт деградации отечественной космонавтики по сравнению с советской. Вместо развития достижений СССР в этой области мы получаем культ этих достижений и ритуальные празднества (вот она - религия вокруг артефакта). Вместо популяризации науки среди детей - делаем коммерцию, и это ещё не худший вариант - часто достижения просто зарастают бурьяном. Давно перепрофилирован павильон «Космос» на ВДНХ. Продан с молотка космический челнок «Буран». До сих пор не работает московский Планетарий. Совсем свежая информация: 12 апреля 2011 года на аукционе «Сотбиз» будет продан спускаемый аппарат серии «Восток», на котором свой «полет» в космос в марте 1961 года (за три недели до Ю.Гагарина) совершил робот «Иван Иванович». Кстати, сам «Иван Иванович» был продан еще в 1993 году.
Ну ладно, возьмём не далёкий космос, а близкое понятие - систему среднего и высшего образования. Внешне она выглядит как советская: те же учителя, такие же дети, список предметов во многом похож и даже методички многие не менялись, но изменился незаметный глазу ключевой момент: цель. Раньше система образования была подчинена госзаказу сообразно планам-пятилеткам. Например к такому-то году стране понадобится 10 тысяч экономистов, 80 тысяч сварщиков и т.д. "Есть!" - козыряет министерство образования и соответственно меняет программу в ВУЗах, техникумах, училищах и УПК. То есть всё было подчинено определённой цели (насколько разумной - другой вопрос). А сейчас дети стремятся закончить институт, потому что "а что я, как лох буду без диплома?". В результате полно молодёжи с высшим образованием, а работать некому.
И такая хренотень наблюдается во множестве отраслей, даже приватизированных (как те же ВУЗы). Мы ведём себя как описанные выше дикари - пытаемся применять советские артефакты в реалиях капитализма, не всегда понимая, для чего и как всем этим пользовались наши предшественники: наукой, образованием, сложными техническими системами и т.п. Что нас удерживает от осознанных действий - может сами артефакты?