Аль-Хаттаби и аз-Захаби: Основа в "медицине пророка". Кыст хинди и шариат

Jan 18, 2022 05:53


Подход Ибн Халдуна - едва ли не исключительный по форме и смелости образ мысли среди исламских ученых прошлого. До него и долгое время после него, включая наше время, основная масса исламских авторов утруждала себя поиском способов согласования каждого такого хадиса с действительностью. Иногда это получалось у них с большим трудом. К примеру, маликитский имам Абу Абдуллах аль-Мазири (ум. 536 г.х.), комментируя хадис о защите от яда семью финиками Аджва, писал: "Возможно, так было только с людьми его времени, или с большинством из них. Потому что для меня не подтверждается, что эффект излечения указанным средством продолжает проявляться в большинстве подобных случаев в наше время". См. "аль-Му'лим би-фаваид Муслим" 3/121.

يقول الإمام أبو عبد الله المازري المالكي في شرحه لحديث "مَنْ تَصَبَّح بِسَبْعِ تَمَرَاتٍ عَجْوَةً، لَمْ يَضُرَّهُ ذَلِكَ الْيَوْمَ سَمٌّ وَلا سِحْرٌ" : "ولعلّ ذلك كان لأهل زَمَانه - صلى الله عليه وسلم - خاصةً أو لاكثرهم إذ لم يثبت عِندي استمرار وقوع الشّفاء بذلك في زمننا غالبا".
المرجع: "المعلم بفوائد مسلم" 3/ 121.

И некоторые пытались усмотреть в хадисах о лечении признаки чудесных откровений, предвосхищающих научные открытия, как поступал, к примеру, Ибн аль-Каййим в "Зад аль-маад".


Тем не менее, выводы Ибн Халдуна появились не на ровном месте и не вопреки наследию до него. Кроме знания истории и быта арабов, а также знакомства с развитием и достижениями медицины, есть у него идейная нить предшественников и потомков, высказавшихся в той или иной мере в подобном ключе. Как будет видно, кто-то из них допускал в медицине откровение в лишь небольшой степени, кто-то формулировал основу для предложенных выводов, кто-то затрагивал тему слегка, довольствуясь кратким обобщением, а кто-то рассматривал хадисы о поступках, отстраняясь от обсуждения словесных рекомендаций.
- Абу Сулейман аль-Хаттаби о медицине, переданной в сунне

Так у Ибн Хаджара аль-Аскаляни встречается цитата древнего шафиитского мухаддиса аль-Хаттаби (ум. 388 г.х.): "Есть два вида медицины: греческая, которая строится на аналогиях, и медицина арабов и индийцев, почерпнутая из опыта. Наибольшая часть из того, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, советовал больным, соответствовала арабскому подходу к лечению. А часть была из откровения". См. "Фатх аль-Бари" 10/170.

قال ابن حجر العسقلاني: "قَالَ الْخَطَّابِيُّ (ت. 388 هـ) وَالطِّبُّ نَوْعَانِ طِبُّ الْيُونَانِ وَهُوَ قِيَاسِيٌّ وَطِبُّ الْعَرَبِ وَالْهِنْدِ وَهُوَ تَجَارِبِيٌّ وَكَانَ أَكْثَرُ مَا يَصِفهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِمَنْ يَكُونُ عَلِيلًا عَلَى طَرِيقَةِ طِبِّ الْعَرَبِ وَمِنْهُ مَا يَكُونُ مِمَّا اطَّلَعَ عَلَيْهِ بِالْوَحْيِ".
المصدر: "فتح الباري" 10/ 170.
- Шамсуддин аз-Захаби, кыст хинди и шариат

Затем эту же мысль выразил шафиитский хафиз аз-Захаби (ум. 748 г.х.). В сборнике "Мухтасар аль-мустадрак" он упомянул хадис о лечении костусом (кыст хинди). В нем говорится: "К пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришла женщина со своим ребенком и сказала: "Его вырвало гноем". Он ответил: "Прогревайте горло детям. Возьми костус с желтым деревом и сделай так, чтобы он вдыхал их".
Аз-Захаби отметил: "Его цепочка передатчиков достоверна".

وفي مختصر المستدرك للذهبي الشافعي (ت. 744 هـ) أن «امْرَأَةً أَتَتْ النَّبِيَّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - بِصَبِيٍّ لَهَا فَقَالَتْ: أَتْقَأُ مِنْهُ الْعَذِرَةَ. فَقَالَ: تَحَرَّقُوا حُلُوقَ أَوْلَادِكُمْ، خُذِي قُسْطًا هِنْدِيًّا وَوَرْسًا فَأَسْعِطِيهِ إيَّاهُ» .
قَالَ الذهبي: إسْنَادُهُ صَحِيحٌ.

Затем прокомментировал: "Это относится к людям их типа с их земель, кроме случаев, когда есть довод, который указывает на всеобщность. Потому что его медицинские рекомендации имеют положение обычного разрешенного дела (мубах) в отличие от его шариатских повелений".
Эти слова передал от него шафиитский имам Бадруддин аз-Заркаши в "аль-Бахр аль-мухыт" 4/261.

ثم علق: "هُوَ خَاصٌّ بِطِبَاعِهِمْ وَأَرْضِهِمْ، إلَّا أَنْ يَدُلَّ دَلِيلٌ عَلَى التَّعْمِيمِ، لِأَنَّ تَطْبِيبَهُ مِنْ بَابِ الْمُبَاحِ، بِخِلَافِ أَوَامِرِهِ الشَّرْعِيَّةِ".
كما نقله عنه بدر الدين الزركشي الشافعي في "البحر المحيط" 4/ 261.
__________

Источник и комментарии других ученых: "Медицина по сунне". Исламские ученые с рациональным взглядом на вопрос

Телеграм-канал: https://t.me/muntaqa_info

Наши страницы в социальных сетях:

twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | Яндекс.Дзен
Previous post Next post
Up