Есть ли ошибки в сунне? Отвечает кады Ийяд

Jan 18, 2022 05:59


Кады Ийяд аль-Малики (ум. 544 г.х.), рассматривая переданные в хадисах сообщения о поступках пророка, мир ему и благословение Аллаха, проводит четкое разграничение между шариатом и мирскими знаниями, в которых возможны ошибки.
В книге «аш-Шифа», посвященной описанию пророка, мир ему и благословение Аллаха, одну из глав он начал со слов: "Что касается сторон его жизни в быту, то мы раскроем их согласно предшествовавшему примеру, рассматривая убеждения, высказывания и поступки. И если говорить об убеждениях, то в вопросах быта он мог быть убежден в чем-то одном, а затем прояснялось, что настоящее положение дел совсем иное. Или же такое случалось с его сомнением насчет чего-либо. Или с предположением о чем-то".



قال القاضي أبو الفضل عياض بن موسى اليحصبي المالكي (ت. 544 هـ): "فأمَّا أحْوَالُه فِي أُمُور الدنيا فنحن نَسْبِرُهَا عَلَى أسلوبها المتقدم بالعقد والقول والفعل، أَمَّا العَقْد مِنْهَا فَقَد يَعْتَقِد فِي أُمُور الدنيا الشئ عَلَى وَجْه وَيْظَهر خِلافُه أَو يَكُون مِنْه عَلَى شَكّ أَو ظَنّ بخلاف أُمُور الشَّرْع".
المصدر: "الشفا بتعريف حقوق المصطفى" 2/ 184.

Следом он упомянул несколько версий хадиса про опыление пальм и продолжил: "Эти сообщения следует понимать согласно тому, что мы изложили о его собственных суждениях насчет мирских дел и его предположениях об их обстоятельствах, но сюда не входят его собственные суждения в области шариата, который он установил, и в сунне, которую он прочертил для следования за ней.

Другой пример передал Ибн Исхак. Он сообщил, что когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, остановил свой отряд возле ближайшего из колодцев Бадра, аль-Хаббаб ибн аль-Мунзир спросил его: "Тебе снизошло откровение от Аллаха насчет этого места и нам нельзя пройти дальше него, или это личное мнение, военный расчет, тактика?" Он ответил: "Нет. Это личное мнение, военный расчет, тактика". Тогда аль-Хаббаб сказал: "В таком случае это неподходящее место. Спустись до самого близкого к ним колодца, там мы и остановимся. Потом закопаем колодцы, которые останутся позади. Так мы сможем пить, а они не смогут. Он ответил: "Ты дал хороший совет". И сделал так, как сказал аль-Хаббаб.

Также Всевышний Аллах сказал, обращаясь к нему, мир ему и благословение Аллаха: "Советуйся с ними в этом деле" (Семейство Имрана, 159). Это произошло, когда он хотел заключить перемирие с некоторыми противниками на условии выплаты им трети от урожая мединских фиников. Он посоветовался с мединскими сподвижниками (ансары), и когда они сообщили ему о своем мнении, он отказался от своего.

В подобных делах мирской жизни, которые не относятся к знанию об исповедании религии, к положениям вероучения, не являются частью обучения религии,  с его стороны возможно то, что мы упомянули (т.е. ошибки). Они не считаются недостатком или унижением для него, потому что это всего лишь дела из обихода, о которых осведомлен тот, кто занимается и озабочен ими, а сердце пророка, мир ему и благословение Аллаха, занято познанием Господа, душа переполнена знаниями о шариате и помыслы ограничены тем, в чем польза для его общины в религии и мирской жизни. Однако, такое (ошибки) случается лишь в некоторых вопросах. Они (ошибочные представления) возможны не во многом, а в редких случаях, когда дело кроется в деталях заботы о быте и выгодах в нем".
См. "аш-Шифа би-тариф хукук аль-мустафа" 2/184-185.

ثم ذكر القاضي بعض ألفاظ حديث تأبير النحل وقال: "وَهَذَا عَلَى مَا قَرَّرْنَاه فِيمَا قاله من قِبَل نَفْسِه فِي أُمُور الدُّنْيَا وظنه من أحوالها لَا مَا قاله من قَبْل نفسه واجتهاده فِي شرع شرعه وسنة سنها وكما حكى ابن إسحاق إنَّه صَلَّى اللَّه عَلَيْه وَسَلَّم لَمَّا نَزَلَ بأدنى مياه بدر قَال لَه الحباب ابن المنذر: أهذا منزل أنزلكه اللَّه لَيْس لَنَا أَنّ نتقدمه أم هُو الرأي والحرب والمكيدة؟ قَال (لَا بَل هُو الرَّأي والْحَرْب والمكيدة) قَال فَإنَّه لَيْس بِمَنْزِل، أنْهَض حَتَّى نَأْتِي أدْنى ماء من القوم فننزله ثُمّ نَغَوَّر مَا وراءه مِن القَلْب فَنَشْرَب وَلَا يَشْرَبُون، فَقَال (أشَرْت بالرَّأْي) وفعل مَا قاله، وَقَد قَال اللَّه تَعَالَى لَه صَلَّى اللَّه عَلَيْه وَسَلَّم (وَشَاوِرْهُمْ في الأمر) وأراد مصالحة بَعْض عدوه عَلَى ثلث تمر الْمَدِينَة فاستشار الْأَنْصَار فَلَمّا أخبروه برأيهم رجع عَنْه.
فمثل هَذَا وأشباهه من أمور الدُّنْيَا التي لَا مدخل فِيهَا لعلم ديانة وَلَا اعتقادها وَلَا تعليمها يجوز عَلَيْه فِيهَا مَا ذكرناه، إِذ لَيْس فِي هَذَا كله نقيصة وَلَا محطة وَإِنَّمَا هِي أُمُور اعتيادية يعرفها من جربها وجعلها همه وشغل نفسه بِهَا وَالنَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْه وَسَلَّم مشحون القلب بمعرفة الربوبية ملآن الجوانح بعلوم الشريعة مقيد البال بمصالح الْأُمَّة الدينية والدنيوية وَلَكِن هَذَا إنَّمَا يَكُون فِي بَعْض الأمور ويجوز في النادر وَفِيمَا سبيله التدقيق فِي حراسة الدُّنْيَا واستثمارها لَا فِي الكثير".
المصدر: "الشفا بتعريف حقوق المصطفى" 2/ 184-185.

Источник и комментарии других ученых: "Медицина пророка Мухаммада". Исламские ученые с рациональным взглядом на вопрос

Телеграм-канал: https://t.me/muntaqa_info

Наши страницы в социальных сетях:

twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | Яндекс.Дзен
Previous post Next post
Up