Здравствуйте уважаемые.
Вчера мы с Вами начали разговор на любопытную тему:
http://id77.livejournal.com/1318488.html, ну а сегодня продолжим :-)
Если по отношению к предыдущим упомянутым Великим князьям и к их балеринам, общество в общем и целом относилось терпимо, то вот пассию еще одного члена царской семьи, Великого князя Алексея Александровичи (1850 - 1908) просто на дух не переносили. И не сказать, что для этого были какие-то особые предпосылки, вовсе нет. Просто так сложилось.... Четвёртый сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны, член Государственного совета, последний в империи генерал-адмирал (после него это звание не присваивалось) и адмирал Алексей Алексеевич по прозвищу «семь пудов августейшего мяса», курировал российский флот, и во мнении общества, именно на него лег позор Цусимы.
А к тому времени он расстался со своей одной возлюбленной (а может и женой - брак не был признан) с фрейлиной Александрой Васильевной Жуковской, дочерью поэта В. А. Жуковского. Другая его ярчайшая пассия - сестра генерала Скобелева Зинаида умерла (о ней мы говорили, когда искали реальных людей, среди акунинских персонажей:
http://id77.livejournal.com/434085.html). Поэтому на тот момент его сердце и постель было занято французской балериной Элизой Балетта. Раньше Элиза была служанкой одного из французских отелей. Алексей Александрович, будучи председателем Императорского общества покровителей балета, настолько активно ей протежировал, что она стала примой с самым высоким гонораром. Мадам Балетта была прямо осыпана дорогими подарками великого князя, за что получила у петербуржцев звание «бриллиантовое величество».
После поражения в Русско-японской войне, публика не просто ее освистывала, она добилась, чтобы Элиза навсегда уехала из страны. Как будто она была виновата в фиаско. Впрочем, казнокрадство во флоте было ужасным, и сам Великий князь нередко запускал в казну руку, ради подарков любимой женщине.
Ну а Матильда Феликсовна Кшесинская, лично для меня феномен. Я никак не могу понять, что с точки зрения женской привлекательности, в ней нашли? Однако - вот... Настоящая драгоценность в короне династии :-)
Все говорили, что она была безупречной танцовщицей. Причем до самой смерти. Вытеснив с петербургских подмостков итальянских гастролерш, она первой начала делать виртуозные 32 фуэте. Быть «украшением и славой нашего балета» напутствовал ее еще император Александр III на выпускном концерте в училище. Именно император ее, кстати, и приметил. И сделал все, чтобы 20-ти летняя танцовщица стала сердечной подругой наследника престола Николая Александровича. Более того, не берусь утверждать однозначно, но судя по всему - Матечка была первой женщиной будущего императора. Отец был крайне обеспокоен развитием модной болезни - гомосексуализма (тогда считали это болезнью и лечили) и поэтому постарался, чтобы этим делам не увлекся цесаревич. Посчитал, что юная поляка сможет его привлечь простыми женскими радостями. Не прогадал. Вместе они были около 2 лет, причем встречи проходили в том самом доме на Английском проспекте, в свое время был куплен для балерины Императорского театра Кузнецовой, любовницы великого князя Константина Николаевича. Когда же Николай влюбился в Алису Гессенску, то Матильда Феликсовна, чуть ли (по легенде) не благословила этот брак. За что ей всю жизнь был благодарен как император, так и его супруга.
На прощание Николай Александрович сделал Кшесинской подарок - купил для нее тот самый дом на Английском проспекте, где они славно проводили время в разгар своего романа.
Матильда горевала недолго, и вскоре нашла утешение в объятях другого Великого Князя - полевого генерал-инспектора артиллерии Великого князя Сергея Михайловича.
Это не только помогло ей забыться, но даже позволило укрепить свои позиции в труппе - князь руководил Театральным обществом и ведал балетом. Новый друг осыпал ее подарками и драгоценностями, которые она любила и в которых знала толк. На ее имя была куплена дача в Стрельне, а вскоре началось строительство собственного особняка на Каменноостровском проспекте, роскошного здания в стиле модерн. (по мне -одно из самых красивых зданий нашего города сейчас).
Ну а своего будущего мужа (и тоже из Романовых, естественно), великого князя Андрея Владимировича, Кшесинская встретила на званом обеде после бенефиса в честь 10-летия своей службы в театре. Он был моложе ее на шесть лет, удивительно хорош собой. Поженились они только 20 лет спустя на Лазурном берегу, когда ей было уже сорок девять. Сергей Михайлович, влюбленный в Матильду навечно, дал свое отчество ее незаконнорожденному сыну Владимиру, звал замуж. Но балерина выбрала молодого князя Андрея. Потеряв в России все богатства и бесчисленные сокровища, Кшесинская с сыном и Андреем бежали на юг, а потом, пережив все мытарства Гражданской войны, - во Францию. За шесть лет до катастрофы там была куплена на ее имя вилла в Кап д'Ай. Здесь и нашла приют вся семья после бегства с родины. Здесь после долгожданного замужества она получила титул великой княгини Красинской-Романовской.
Умерла в 99 лет, чуть чуть не дожив до векового юбилея. Вот такая интересная судьба.
Если Вы думаете, что увлечения балеринами - это "проклятое царское прошлое" (как любили говорить в новорожденной Стране Советов) - то я Вас хочу сильно разочаровать. В будуарах балетных див аристократов сменили партийные бонзы. Особенно усердствовали два "любителя балета" - Михаил Калинин и Авель Енукидзе.
И какие только слухи не ходили про наших советских балерин...и что они были фаворитками членов Политбюро. Одна купалась в шампанском в ванне, обложенной по периметру черной икрой, другая прославилась художествами похлеще... Но это уже другая история....
Приятного времени суток.