Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем нашу с Вами серию о русских народных промыслах. Ну и коль мы вспоминали в прошлый раз с Вами тобольскую резную кость:
https://id77.livejournal.com/2214062.html, то обязан сегодня хоть немного поговорить о другом центре резьбы по кости - Холмогорах.
Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII в., когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семён были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Хотя справедливости ради, надо отметить, что мастера работали в этом регионе издревле. Но братья Шешенины - это настоящие "звезды". И вообще они стали лучшими косторезами Оружейной палаты того времени. XVIII в. - период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу XVIII в. холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости - браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше - по всей России.
Русские цари почитали это старинное искусство. Согласно протоколам Верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 г. царствующая чета Павел I и Мария Фёдоровна приняли от резчика Н.С. Верещагина, который подолгу проживал и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в Государственном Эрмитаже.
Пышная красочность, как одна из черт оформления резной кости XVIII в., постепенно сменяется холодной и строгой красотой искусства следующего столетия. Завитки в виде раковины, типичные для стиля рококо, уступают место строгому по рисунку орнаменту, а сложные формы изделий холмогорских резчиков прошлого столетия сменяются более простыми. Складывается определённый рисунок узора, характерный для северной резной кости первой половины XIX в. На мелкой ромбовидной сетке размещаются цветочные гирлянды.
Если в косторезном искусстве 1820-х гг. отчётливо видны изысканное мастерство и логическая стройность рисунка, которые соединяются с простой конструктивной формой предмета, то в 1830-х гг. возникает интерес к изящным резным изделиям, подчас лишённым практического смысла. Это миниатюрные предметы мебели, швейные шкатулки, в виде паровоза с колесами, плакетки, коробочки и т.п., декорированные плоской прорезью тонкого ветвистого растительного узора типа морских водорослей или трав.
Со второй половины XIX в. происходит резкий спад косторезного дела, не выдержавшего конкуренции с быстро растущим фабричным производством, выбросившим на рынок массу красивых и значительно более дешёвых, чем из кости, изделий. Пытаясь возродить угасающий промысел, местные власти в 1885 г. открывают класс резьбы по кости при Ломоносовском сельском училище. Этот класс просуществовал 15 лет, не дав значительных результатов, и был закрыт в 1900 г. из-за отсутствия учеников.
К началу XX в. искусство резьбы по кости практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров: семьи Угольниковых, Калашниковых, Шубиных.
Новый импульс дала уже советская власть.
В 1920-х годах появляется целая плеяда интересных мастеров. Достаточно вспомнить такие имена как А.Е. Штанг, П.П. Черникович, Н.Д. Буторин, М.Д. Раков, С.П. Евангулов, В.П. и А.С. Гурьевы. С 1929 г. существует косторезная школа в Холмогорах.
В 1932 г. была образована Холмогорская косторезная артель имени М.В. Ломоносова. Возродились навыки ажурной и рельефной резьбы (коробочки, ножи, пудреницы, кулоны из бивней мамонта, зуба кашалота, моржовых клыков и обычной кости).
1 октября 1934 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета принял специальное постановление о мероприятиях и путях развития холмогорской резьбы. Целый комплекс мер позволил восстановить былую славу этого искусства.
«Диплом золотой медали» всемирной выставки в Париже 1937 г. привлёк к холмогорскому промыслу дополнительное внимание, а постоянный госзаказ сделал холмогорскую резьбу одной из визитных карточек Советской России.
Что касается стилевого развития, то период с 1930-х по начало 1950-х гг. прошёл под знаменем помпезности сталинского ампира, основанного на классике рубежа XVIII - XIX вв.
Подлинного расцвета искусство достигает в нач. 1960-х гг., когда в творчество вливается молодое поколение мастеров резьбы. Завоеванием этого времени можно считать природное начало в творчестве, когда стали использоваться менее сложные технически, но гораздо более выразительные мотивы холмогорской резьбы.
Семидесятые годы стали временем нового обращения к историческому наследию, когда вновь вернулись к использованию многих традиционных приёмов и элементов в применении к современной советской тематике и стилистике.
Характерной чертой 1990-х гг. является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Несмотря на экономические трудности, складываются благоприятные условия для развития творческой мысли и индивидуальности мастеров-художников при сохранении духа и образа традиционной холмогорской резьбы по кости. К счастью, искусство не забыто и сейчас, хотя это крайне сложное мастерство.
Холмогорская резная кость - это ажурная витиеватая резьба, растительные орнаменты, завитки, напоминающие морозные узоры на окнах. Влияние Москвы и Санкт-Петербурга сказалось на развитии стиля холмогорской резьбы XVII - XIX вв. Тогда холмогорские резчики работали в Оружейной палате и выполняли сложнейшие заказы. В конце XVII - нач. XVIII вв. на изделиях косторезов мы видим «травный» орнамент: пышный, крупномасштабный рисунок, состоящий из изображений птиц, трав, цветов, архитектурных мотивов, фантастических животных. Этот вид декора типичный для всего русского искусства. Пластины кости украшались гравированным, так называемым глазковым орнаментом, распространенным у народов севера с глубокой древности. Орнамент состоял из кружка с точкой в центре. В изделиях XVIII в. наблюдаются и асимметричные композиции, вычурность, характерные для барокко, и пасторальные сцены, рокайльные орнаменты (влияние рококо).
Другой характерный прием холмогорцев - сплошная ажурная резьба, при которой поделка становится похожей на нитяное кружево, а самой ей придается форма сапожка, туфельки, сердечка, репки. Причем техника порой достигает такой, виртуозности, что предмет даже утрачивает свою весомость.
Вся система приёмов и техник, которую мы называем холмогорской резьбой, окончательно складывается к XVIII в.
С тех пор идет только совершенствование искуства и мастерства.
Вот такие вот дела.
Приятного времени суток