Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с вами разбирать Сухопутные войска СССР. В прошлый раз вспоминали связистов:
https://id77.livejournal.com/2572088.htmlНу а сегодня поговорим об инженерах.
Инженерные войска - специальные войска, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий), требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику путем применения инженерных боеприпасов.
При подготовке и ведении общевойсковых операций (боевых действий) инженерные войска выполняют следующие основные задачи:
инженерная разведка противника, местности и объектов;
возведение (устройство) фортификационных сооружений (окопов, траншей и ходов сообщений, укрытий, блиндажей, убежищ и др.) и устройство полевых сооружений для размещения войск (жилых, хозяйственных, медицинских);
устройство инженерных заграждений, в том числе установка минных полей, производство взрывных работ, оборудование невзрывных заграждений (противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов, надолбов и т.п.);
разминирование местности и объектов;
подготовка и содержание путей движения войск;
оборудование и содержание переправ на водных преградах, в том числе строительство мостов;
добыча и очистка воды в полевых условиях и другие.
Кроме того, они участвуют в противодействии системам разведки и наведения оружия противника (маскировке), имитации войск и объектов, обеспечении дезинформации и демонстративных действий по обману противника, а также в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения.
Отдельно нужно говорить о спецтехнике. Ибо оснащение было очень разнообразным. Сходу вспоминается БАТ-2 - армейский путепрокладчик, обладает сразу несколькими рабочими инструментами, которые необходимы для прокладывания колонных путей. ИМР-1 - инженерная машина разграждения. Построена на базе танка т-55. МДК-3 - армейская бронемашина для рытья котлованов,и еще многое иное...
Организационно инженерные войска состояли из соединений, частей и подразделений различного назначения: инженерно-разведывательных, инженерно-саперных, заграждений, разграждений, штурмовых, инженерно-дорожных, понтонно-мостовых (понтонных), переправочно-десантных, инженерно-маскировочных, инженерно-технических, полевого водоснабжения и других.
В середине 70-х гг. отдельные инженерно-саперные батальоны мотострелковых и танковых дивизий были оснащены новыми средствами инженерного вооружения, повысившими их возможности по обеспечению боя. Инженерно-саперный батальон мотострелковой (танковой) дивизии включал саперную, понтонную, переправочно-десантную (взвод ПТС и взвод ГСП), инженерно-дорожную роты, инженерно-технический взвод и взвод разведки ядерных мин.
В армиях и фронтах инженерно-саперные полки были вновь развернуты в инженерно-саперные бригады за счет включения в их состав инженерных батальонов заграждений и инженерных батальонов разграждения. В армейский и фронтовой комплект инженерных войск было включено новое формирование - инженерно-технический полк, в составе батальона оборудования пунктов управления, маскировочного батальона и батальона полевого водоснабжения. Понтонно-мостовой полк во фронте был развернут в бригаду включением в его состав переправочно-десантного батальона.
Также сформированы качественно новые инженерные соединения - инженерные бригады штурма и разграждения, появление которых было обусловлено повышением возможностей войск вероятного противника по усилению заградительных свойств местности в соответствии с концепцией «минной войны». Одновременно понтонно-мостовые полки были развернуты в понтонно-мостовые бригады, которые, в отличие от фронтовых, имели не переправочно-десантный батальон, а батальон подводных мостов.
В начале 80-х гг. с учетом опыта боевых действий в Афганистане в состав инженерных войск были включены отдельные инженерно-дорожные аэротранспортабельные батальоны (361 чел., три инженерно-дорожные роты), предназначенные для подготовки и содержания путей, оборудования мостов при обеспечении боевых действий войск в горных условиях. Для транспортирования одной роты батальона со штатными техническими средствами по воздуху требовалось 17 вертолетов Ми-6. В последующем эти батальоны были включены в состав инженерных дорожно-мостостроительных бригад.
В мае 1985 г. было проведено уточнение организации инженерных войск, в соответствии с которой в мотострелковой (танковой) дивизии предусматривалось иметь отдельный инженерно-саперный батальон, в составе инженерно-саперной роты (саперный взвод, взвод разминирования и взвод разведки и уничтожения ядерных фугасов), роты заграждений (взвод минных заградителей, взвод заграждений), инженерно-позиционной роты (инженерно-позиционный взвод, взвод инженерных конструкций, взвод полевого водоснабжения), инженерно-дорожной роты (два инженерно-дорожных взвода, инженерно-мостостроительный взвод), взвода плавающих транспортеров и разведывательно-водолазного взвода.
Самым крупным воинским объединением была бригада. К середине 80-х их насчитывалось 20
Командующим инженерными войсками на тот период времени был
Маршал инженерных войск Сергей Христофорович Аганов
Образование военные инженеры могли получить в Военно-инженерной ордена Ленина, Краснознамённая академии имени В. В. Куйбышева (Москва)
2-х командных:
- Каменец-Подольское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск В. К. Харченко
- Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова
и одном Инженерном военном училищах:
Калининградское высшее инженерное ордена Ленина, Краснознамённое училище инженерных войск имени А. А. Жданова
Продолжение следует...
Приятного времени суток.