Великокняжеские дворцы имперской столицы. Часть 2

Jun 13, 2023 15:00

Здравствуйте уважаемые.
На прошлой неделе начали тему: https://id77.livejournal.com/5063402.html

Константиновский дворец (Большой Стрельнинский дворец)


Архитекторы Жан-Батист Леблон, Б. Растрелли, А. Н. Воронихин, Л. Руска)
В 1797 году усадьба повелением Павла I перешла к его сыну Константину,благодаря чему большой дворец и парк получили название, сохранившееся до сих пор, но он тут почти не жил. Несколько раз переделывали дворец и ремонтировали. Наконец он перешел во владение Великого князя Константин Николаевича (1827- 1892) - генерал-адмирал, пятый ребёнок и второй сын российского императора Николая I и Александры Фёдоровны.


В 1847-1851 годах, по заказу нового владельца - великого князя Константина Николаевича, была проведена Х. Ф. Мейером и А. И. Штакеншнейдером очередная реконструкция. С тех пор и до революции это было "родовое гнездо" "Констаниновичей". Здесь проживала большая семья Константина Константиновича (известен под поэтическим псевдонимом К. Р.), его брат Дмитрий Константинович с матерью, Александрой Иосифовной. Во дворце находились личные апартаменты греческой королевы Ольги Константиновны.










После Октябрьской революции во дворце разместилась Первая Стрельнинская школа-колония.


В 1937 году в нём открылся санаторий, затем расположились курсы усовершенствования высшего и среднего начсостава ВМФ. Во время Великой Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль в Стрельне был почти полностью разрушен, от здания дворца оставался только каменный остов.


Дворец был полностью восстановлен уже к 1950 г. В восстановлении дворца активно участвовали курсанты Арктического училища. Училище в течение 45 лет готовило гидрометерологов, аэрологов, радистов, электромехаников и судомехаников для полярных станций и торгового флота. После закрытия училища, с 1990 года дворец фактически стал бесхозным.


В 2000 году дворец с окружающими землями площадью более 140 гектаров был передан на баланс Управления делами Президента и начались масштабные строительно-восстановительные работы. Ныне - это Государственный комплекс «Дворец конгрессов», морская резиденция Президента России.

Николаевский дворец
(пл. Труда, 4; 1853-1861, архитектор А. И. Штакеншнейдер)


За несколько лет до своей смерти император Николай I распорядился построить парадную резиденцию для своего третьего сына - Великого князя Николая Николаевича Старшего (1831- 1891) - генерал-фельдмаршал, последний в истории кавалер ордена Святого Георгия 1-го класса.


При дворце имелись манеж и церковь, освящённая во имя иконы «Всех скорбящих Радость», с подклетом наподобие пещеры Гроба Господня. После смерти владельца в 1894 году приобретён казной для размещения женского института Ксении Александровны.












После Октябрьской революции перешёл в распоряжение профсоюзов, которые переименовали его в дворец Труда. Ряд помещений дворца сохранили первоначальную отделку.


В настоящее время дворец Труда является штаб-квартирой Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ЛФП)

Втором дворцом Николая Николаевича-старшего и его семьи была усадьба Знаменка (ранее также мыза Знаменская, Знаменская дача) - ( г. Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, 115. Архитектор А. И. Штакеншнейдер, Г. А. Боссе).


С запада прилегает парк «Александрия», с востока - усадьба «Михайловка». С севера ограничена Финским заливом, с юга - Петергофской дорогой. Занимает площадь 74 гектара. Территория парка относится также к государственному природному заказнику регионального значения Южное побережье Невской губы.


При графе Алексее Разумовском в 1760-1770-х годах были сооружены двухэтажный дворец и церковь святых апостолов Петра и Павла. Церковь была возведена в 1771 году на месте старой деревянной (1722), проект в старину приписывался Растрелли. При сенаторе Мятлеве был надстроен третий этаж дворца. Сенатор был настолько привязан к имению, что купил ещё и другую усадьбу на Петергофской дороге, дав ей имя - Ново-Знаменка. В 1835 году у наследников Мятлева усадьбу приобрёл для своей супруги Николай I.








Перестройка дворца под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера началась при великом князе Николае Николаевиче. Были заново оформлены Греческий зал и Рафаэлиева галерея. В 1857-1859 годах дворец был ещё раз полностью перестроен по проекту архитектора Г. А. Боссе; на этот раз фасады и интерьеры были выполнены в стиле русского барокко. Одновременно (в 1853-1855) по проектам Боссе были построены конюшенный двор на 100 лошадей, кухонный корпус, дом смотрителя, оранжереи, два дома садовых мастеров, перестроена церковь. Церковь святых апостолов Петра и Павла была также частично перестроена в 1877 году. В 1867 году по проекту архитектора Н. Л. Бенуа на Петергофской дороге была построена часовня преподобного Иосифа Песнописца творца канонов при Храме святых апостолов Петра и Павла.


Во время Великой Отечественной войны в Знаменке находились немецкие войска, усадьба пострадала и большей частью восстановлена лишь в 1970-х годах под руководством архитектора М. М. Плотникова. Однако относительно неплохо сохранившиеся конюшни, которые в 1970-е предполагалось передать разместившемуся в усадьбе пансионату, так и не были отреставрированы и постепенно разрушаются. Церковь Петра и Павла с часовней Иосифа Песнописца восстановлены были только в 1990-х годах.


Мариинский дворец
(Исаакиевская площадь. Архитекторы Андрей Штакеншнейдер, Людвиг Петерсон, Леонтий Бенуа)


Назван в честь дочери императора Николая I Марии (1819- 1876) - в будущем Президент Императорской Академии художеств в 1852-1876 годы, которой предназначался как свадебный подарок по случаю бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.


В 1880-х годах дворец был продан в казну и стал служить резиденцией Государственного совета, в 1890-х был отремонтирован и частично перестроен. В 1906 году под руководством Леонтия Бенуа был пристроен отдельный корпус для Большого зала заседаний.












После февральской ревлюции 1917 года в нем разместилось Временное правительство, а после Октябрьской революции был отдан Высшему совету народного хозяйства. С 1945 года во дворце заседал Ленсовет.


В 1994-м, после роспуска Ленсовета, дворец заняло Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Брачной чете Лейхтенбергских принадлежал еще один дворец. Это так называемый дворцово-парковый ансамбль Сергиевка (также Усадьба Лейхтенбергских), располагающийся в Петергофе (Петродворцовый район Санкт-Петербурга. Архитектор Андрей Штакеншнейдер)


В начале XVIII века владельцем этой территории стал сподвижник Петра I Александр Иванович Румянцев, от него усадьба перешла к сыну - фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. По имени уже его сына, Сергея Петровича Румянцева, усадьба стала называться Сергиевкой.


В 1822 году Румянцев продал усадьбу Кириллу Нарышкину. После смерти хозяина в 1838 году Нарышкинскую дачу за 560 тысяч рублей приобрёл Николай I. Сергиевка стала загородным домом его дочери Марии Николаевны и её мужа Максимилиана, герцога Лейхтенбергского, а впоследствии их потомков.
Архитектор Штакеншнейдер, который в Петербурге построил для четы Лейхтенбергских Мариинский дворец, стал также автором их загородного дворца в Сергиевке. Помимо дворца Штакеншнейдер возвёл Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845-1846 годах православную церковь святой Екатерины.
















После революции парк был взят под охрану государства и объявлен в 1921 году памятником природы на основании декрета Совнаркома. Усадьба Лейхтенбергских была передана биолого-почвенному факультету Ленинградского университета. Во дворце и постройках рядом расположился Биологический НИИ Университета.
Во время Великой Отечественной войны усадьба Лейхтенбергских оказалась на линии фронта Ораниенбаумского плацдарма, парк и постройки сильно пострадали. После войны Ленинградским университетом были проведены работы по благоустройству парка, в 1965 году по проекту архитектора В. И. Зейдемана в основном восстановили фасады дворца, после 1969 года по проекту архитектора К. Д. Агаповой велись работы по реставрации парка.


Дворцово-парковый ансамбль является объектом культурного наследия, памятником архитектуры XIX века федерального значения и входит в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО


Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Россия, История, Архитектура, Монархия

Previous post Next post
Up