Один старинный пост - "Геральдический язык. Часть 1.

Jan 13, 2025 14:00

Здравствуйте уважаемые
Решил напомнить вам об одной своей старинной серии постов. Возможно - будет интересно тем, кто не читал.
Тема это о Геральдике :-) Это непростая научная дисциплина.  Поэтому я когда и решил написать несколько постов для упрощения для вас, мои уважаемые читатели, по изучению терминологии и механике (если можно так выразиться) составления и чтения гербов, для того, чтобы освоить, так сказать геральдический язык. Сразу же оговорюсь - для меня геральдика (как и вексиллология, и фалеристика и еще многое-многое другое) это одно из многочисленных хобби. Сиречь интересуюсь я этим давно (а люблю и вовсе с детства), но я далеко не профессионал, а так..любопытный профан.
Возможно (повторюсь) вам будет интересно.


Герб Российской Империи в окружении гербов губерний и областей.


Но повторюсь - для меня сие все хобби - не более :-) Я это к чему все говорю: не судите строго, если допускаю ошибки - поправляйте и помните, что мой уровень познаний несколько ниже Георгия Виленбахова, так что моченым горохом попрошу не плеваться. Давайте поробуем? :-)

Почему геральдика сложная наука, спросите вы? Я отвечу так, как вижу - несмотря на видимые законы унификации, создание единого геральдического языка «чтение» того или иного герба настолько зависит от кучи различных факторов, что вы даже приставить себе не можете. Играет роль все - время его составление, место, особенности геральдики этой конкретной территории, трактовка цвета, положение фигур и т.д. и т.п. К примеру, такая часть герба как рыцарский шлем в российской геральдике играет в основном декоративную роль, а на Туманном Альбионе имеет огромное значение. И таких нюансов тьма. И их надо по возможности учитывать, чтобы не попасть впросак. Так что все непросто….


Бывает и такое....

Теперь, когда нужные слова сказаны, думаю уместным будет перейти к сути. Те френды и читатели, кто неплохо ориентируются в гербах и геральдике могут этот (да и следующий пост) вполне пропустить - они не найдут в нем ничего нового или интересного. Для тех же читателей, кто впервые погружается в чарующий мир наметов и тинктур - следуйте за мной, и надеюсь вам понравиться!
Итак, с чего бы начать нам эту непростую тему. Я думаю, начнем с самого главного - с определения того, с каких именно компонентов состоит среднестатистический герб, сиречь с его элементов.
В зависимости от того большой это герб или малый, в зависимости от страны происхождения, времени и функционального предназначения в среднестатистическом гербе я формально насчитал бы 10-11 элементов. Это, прежде всего щит, щитодержатели, девиз, орден, почва, намет, корона, шлем, бурелет, нашлемник и мантия. Некоторые гербы содержат все эти элементы, хотя большинство только часть из вышеперечисленного.


Что к чему...

Основой любого герба, тем самым главным элементом, без которого оный в принципе не может существовать является щит, или правильнее сказать геральдический (гербовой) щит.
Первой характеристикой любого щита является его форма. Она бывает очень разной и зависит от многих факторов. Однако я бы выделил 9 основных (наиболее распространенных) форм геральдического щита, наиболее часто используемых в геральдике.


Основные виды гербовых щитов

Пусть Вас не смущают наименования - это просто дань традициям и истории. Вовсе не обязательно, что варяжский щит должен использоваться только в странах Скандинавии, а «испанский» на юге. Просто так принято. Скажу больше, при чтении щита (о чем мы с Вами поговорим в следующих постах) наименование формы щита не упоминается вовсе. Но мы же с Вами любопытные, правда? Нам ведь интересно? Если говорить о распространенности в мире среди 9 наиболее популярных форм геральдического щита, то наиболее распространенной будет как раз французский щит.


Французский геральдический щит, используемый в гербе Амурской области Российской Федерации.

Второй важнейшей характеристикой щита является его сечение (ну или по-другому деление). Вам ведь наверняка попадался на глаза щит, который поделен на 2 или более частей. Так вот такое вот сечение (деление) четко регламентируется геральдикой. Выделяется 4 основных (простых) деления, а также составные деления и еще фигурные. Основные - это те, которые делят щит пополам. Это вертикально (рассечение), горизонтально (пересечение), диагонально слева (скошение справа) и диагонально справа (скошение слева)


Основные деления щита

Составные деление геральдического щита, это деления, образованные сочетанием нескольких различных основных делений. Сочетание основных делений приводит к тому, что поле делится не на две части, а на три и более частей. Так, сочетание рассечения и пересечения даёт четверочастный щит, то есть крестообразно разделённый на четыре равные части (четверочастное деление), а многократно рассечённый и пересечённый щит называют шахматным делением.
Наконец фигурное деление - это такое сечение, которое может быть произведено не только прямыми, но ломаными или кривыми (фигурными) линиями. Это могут быть волны, зубцы, облака и так далее.


Фигурное деление щита

Деление щита имеет еще одну характеристику, к которой мы вернемся чуть позднее.
Мы с вами вплотную подошли к другому не менее (а может и более важному) аспекту составления гербовых щитов - тинктурам. Тинктуры - это наименование красок и покрытий в геральдике. В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета - красный (червлень), синий (лазурь), черный (чернь) и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый (зелень), желтый и пурпурный (пурпур). Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха - горностаевый и беличий. Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, а поэтому должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Это практическое правило выражается в одном из основном правиле Геральдики, гласящим, что финифть может наноситься только на металл, а металл только на финифть (меха и натуральные цвета могут помещаться как на эмалях, так и на металлах). У этого правила навскидку я могу вспомнить только одно исключение - герб Иерусалимского королевства.


Герб  Иерусалимского королевства

Для того чтобы можно было отображать в чёрно-белом изображении, с начала XVII столетия была продумана и согласована особая система, называемой в честь своего основателя системой Сильвестра Петра-Санкта, или по иному шраффировка, в которой тинктуры отображаются при помощи различной штриховки. Нам сейчас это не к чему, посему этот вопрос мы с Вами пропустим.
Важнейшим вопросом является трактованние символики цветов. Сразу же оговорюсь, что тут все зависит от времени и места рождения герба. Все индивидуально и зависит от многих факторов.


Обозначение тинктур по системе Сильвестра Петра-Санкта

Есть общие (необязательные) правила символики, которые наиболее применимы к Франции и Германии 15-16 веков. Пожалуй, приведу здесь их значение:
Золото и желтый - знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Серебро и белый - благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
Червлёнь - храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
Лазурь - великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
Зелень - надежда, изобилие, свобода и радость, но может и просто означать луговую траву.
Пурпур - благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
Чёрнь - осторожность, мудрость, постоянство в испытаниях, а также печаль и траур.
Мех же, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства, однако сейчас это правило немного демократизировалось.


Герб дома Албрэ (Франция). как видите, не все гербы были сложными

После того как мы с Вами поговорим о тинктурах есть смысл вернуться к последней характеристике деления геральдических щитов, которая правда тоже, как и форма щита, не упоминается при его описании - о так называемых Истинных и неистинных делениях. Согласно правилам геральдики истинные деления это те, в которых число полей одного цвета равно. Если имеется два цвета, то при истинном делении площадь полей, занятых одним цветом, будет составлять половину площади всего щита, если три цвета - треть, четыре - четверть и так далее.


Пример неистенного деления

Соответственно неистинным называют такое деление, при котором один цвет занимает в щите больше пространства, чем другой или другие. К неистинным делениям также относят также те, при которых имеется более двух частей и каждая из них окрашена своим цветом.
На этом сегодня все.
Продолжение следует….
Приятного времени суток.

Геральдика, Символизм

Previous post Next post
Up