Об отношении к Войне и Победе
Для полного счастья человека необходимо иметь славное отечество
Симонид Кеосский
Не хотел обсуждать День Победы. Но достали уже всякие смердяковы.
В своё время среди головою скорбных была популярна байка о том, что войну мы проиграли, ибо потери. Другие воняли о цене войны. Третьи договорились о том, что лучше бы сдаться на милость немцев.
Вся эта чушь в разных видах продолжает отравлять сознание простых хороших людей. Вызывая их справедливое возмущение несуществующими преступлениями солдат, глупостью военачальников и жестокостью партийных руководителей, она отключает мозги и превращается в некоторое подобие астрологии. Да, критика Войны и астрология - это родственные явления.
Сознание наших людей о Войне сильно загрязнено современным идеологическим мусором, примитивными поведенческими штампами и сознательной фактической ложью. Лукавые мошенники, вроде Резуна, кривоумные статистики, вроде Соколова, и извращёные лжецы, вроде Атанесяна потрудились для этого уже довольно. Много сделало и государственное телевидение, когда усилиями известных журналистов закачало в головы обывателей всякий обвинительный сор.
Но, может быть, всё нормально, всё так и должно быть. У нас плюрализм мнений, у нас сейчас объективный взгляд на историю, у нас в чести всякие евростандарты на понимание государств, идеологий и народов. Почему бы и Войне не быть объектом критического анализа, почему бы нам не пересмотреть прежние представления, да ещё и "отравленные" проклятым коммунистическим прошлым. Если чистить, так уж всё, а коммунизм записать в компанию к нацизму. Нет, не нормально.
Два великих события советской истории стоят рядом - это Революция и Война. Война для русских имеет значение большее, чем Революция. Именно Война явила мировое измерение русского народа. Именно народа, а не отдельных его великих представителей, таких как Достоевский или Чайковский.
Война высветила русское патриотическое сознание, сильно затемнённое до этого интернационалистической пропагандой. Мы стали лучше понимать себя в мире, наша страна, наконец, определилась в мировом масштабе, и потому мы стали видеть отечественное будущее.
И под русскими я понимаю не только таких как я сам, но всех тех наших кровных и духовных братьев и сестёр, кто разделил военные тяготы и познал радость побед.
Война воскресила и русское религиозное сознание. И я вовсе не имею в виду деятельность Церкви. У нас, у советских русских появились свои святые, люди, которые стоят между земным и вечным. Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, защитники Бреста - вот наши современные святые. Вычеркните этих людей из своей памяти, охамите их смерть, и у нас из нашей и так чересчур светской жизни уйдёт вся святость. Святые освещают нам путь, они зажигают наши сердца, они - подлинные проводники духа.
Победа в Войне это и решение вопроса о простом физическом существовании русского народа. Плюньте в лицо тому, кто будет это отрицать. Споры здесь просто неуместны.
Всякая критика Войны, направленная на отрицание её жизнеопределяющего, мирового и освящяющего значения есть форма геноцида русского народа.
Но позвольте, заверещат всякие отвлечённые моралисты, ведь есть же факты. Эта война вовсе не была такой красивой, как вы тут нам рассказываете. Были преступления, были потери и всякое было.
А я им скажу - пёс с вами со всеми, оставайтесь в смердящем мире этих своих преступлений. А я лучше буду думать и чувствовать так, как это делали люди, погибшие за меня и вас, уродов скудоумных и безбожных, как это делали выигравшие эту войну. А они говорили про "священную войну" и "наше дело правое". А преступников они расстреливали и более про них не вспоминали, ибо нечего помнить о грязи.
Сегодня часто можно слышать высказывания, дескать, если мы признаем какую-то свою вину за преступления Красной Армии, то нам придётся платить большие деньги потомкам пострадавших. Именно потому не надо делать никаких признаний. Я думаю, это безнравственное рассуждение, рассчитанное на корысть современников.
Нам не за что каятся перед Европой, нет у нас перед нею долгов. Красная Армия никаких преступлений не совершала, и в этом надо быть твёрдым. Это главное.
Подсчёты наших потерь и их сравнение с потерями немецкими вызывает к жизни другие формы умственного бессилия. Уж для чего только не использовали эти печальные цифры. Ну, большие потери, миллионы погибших. Но что это значит? Воевать не надо было? Или тебя, умника очкастого, на место Жукова посадить?
Любые цифры наших потерь не означают ничего более, кроме того, что Война была страшная и далась нам дорогой ценой. Тем более надо беречь о ней память и пресекать любые попытки принизить её значение или осудить её участников.
Война породила целую литературу, песни, музыку, поэзию и позже служила богатым источником для целого слоя советского искусства, получившего мировой классический статус. Среди всего этого многообразия известных произведений нельзя найти ни одного, где осуждался бы советский солдат. Уже одно это говорит о том, что духовное переживание этой войны отвечало высшим запросам человеческой совести, говорило о чувстве долга перед Отечеством и отражало настоящую любовь к жизни. Можно ли найти в нашем искусстве, созданном за последние четверть века, что-нибудь сравнимое с военным творчеством? Да всё это не стоит даже одной "Тёмной ночи".
Но сегодня всё выглядит просто гадко. Советские солдаты предстают какими-то подонками, изуверами и дебилами. И эти картины государственные каналы пытаются нам подсунуть в самый праздник, чтобы было ещё более гадко.
На фоне духовной нищеты, на фоне творческого бессилия и идейной пустоты, на фоне бесстыдного умственного и чувственного разврата, которым так "славно" наше нынешнее бытие, кто-то осмеливается рисовать прошлое чёрными современными красками, высокомерно осуждать наших предков, Войну и её результаты.
Но мы-то понимаем, эти говнюки рисуют свои собственные портреты. В своём самомнении эти обличители обличают самих себя. Это они - подонки, изуверы и дебилы.
О чём надо говорить нашим детям: о Чонкине или о Настоящем человеке? Есть ли вообще выбор между Чонкиным и Мересьевым, между Глебом Нержиным и Андреем Соколовым? Или, может быть, надо выбирать между Власовым и Жуковым, между Красновым и Карбышевым? Есть ли тут вообще какой-то выбор?
Нужно принять за аксиому, что люди военного времени отличаются и образом мышления, и поведением от нас, современных нежных детей цивилизации. Они даже выглядели иначе. Вот, что говорит по этому поводу Шахназаров:
...мне казалось важным найти не очень современные лица, не очень примелькавшиеся. Знаете, как сложно было найти актеров даже для массовки? Все-таки нация очень сильно изменилась. Той нации, которая выиграла войну, уже нет.
Редакция LiveJournal:: В чем изменения?
Карен Шахназаров:: Меньше осмысленности. Тогда страсть была в лицах, людям было интересно жить. Может быть, как раз война, и все эти испытания, которые выпали на долю нации, и были причиной, своеобразным отпечатком. Я, когда смотрел архивные фотографии, понимал, глядя на те лица, почему мы выиграли войну.
Это разница исключает вообще какие-либо попытки судилища как наши, так и тем более всяких чужеземцев.
Нам следует вообще понять, что День Победы - это единственный подлинный великий русский праздник. Все остальные праздники либо не имеют специально русского смысла, либо не имеют такого исторического значения.
Нам следует понять, что День Победы - это единственный светский праздник, имеющий религиозное значение. Это праздник русской жизни, праздник спасения жизни и стойкости духа русского народа.
И нам следует помнить, что День Победы - это единственный русский праздник, имеющий мировое значение.
Вечная память героям, вечная память погибшим, вечная память нашим великим и мужественным предкам!