В этом году Ид аль-Адха совпадает с Йом Кипуром. Как известно, мусульмане считают, что Ибраhим приносил в жертву не Исхака, а Исмаила.
В первый и второй день Рош hаШана читают два последовательных отрывка из книги Берешит: в первый - об отсылании Агар и Ишмаэля в пустыню, во второй - о жертвоприношении Ицхака. Нетрудно заметить сходство между двумя историями. В обоих случаях Авраам получает непосредственное тяжелое указание от Всевышнего.
21:12 И сказал Бог Аврааму: Да не будет худо в глазах твоих из-за отрока и из-за твоей рабыни. Во всем, что скажет тебе Сара, слушай ее голоса, ибо в Ицхаке наречется тебе потомство.
23:2 И сказал Он: Возьми же сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и иди на землю Мория, и вознеси его там в вознесение-всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе.
В обоих случаях - Авраам рано утром приступает к исполнению.
21:14 И поднялся Авраам рано утром и взял хлеб и мех с водой и дал Агарь, положил ей на плечо, и ребенка, и отослал ее.
22:3 И поднялся Авраам рано утром и оседлал своего осла, и взял он двух отроков своих с собою, и Ицхака, сына своего, и наколол дров для всесожжения, и поднялся и пошел на место, о котором сказал ему Бог.
В обоих случаях вмешательство ангела приносит неожиданное спасение.
21:17 И услышал Бог голос отрока, и воззвал ангел Божий к Агар с небес и сказал ей: Что тебе, Агар? Не страшись, ибо услышал Бог голос отрока оттуда, где он.
22:11 И воззвал к нему ангел Господень с небес и сказал: Авраам, Авраам! И сказал он: Вот я.
В обоих случаях герой неожиданно видит нечто, что с самого начала находилось там, но чего он раньше не мог заметить.
21:19 И открыл Бог глаза ей, и увидела она источник водный. И пошла она и наполнила мех водою, и напоила отрока.
22:13 И поднял Авраам глаза свои после (того) и увидел: и вот овен запутался в заросли рогами своими.
Отметив сходство, стоит посмотреть на отличия. Ицхак приносится в качестве жертвы - Ишмаэль изгоняется в пустыню.
Жертвоприношение не может быть принесено не в радости - это его необходимое условие. Все, что связано с Ицхаком, предполагает веселье. Само его имя означает "засмеется". Первое место, где Тора говорит о смехе, связано с Ицхаком:
17:17-19 И пал Авраам на лицо свое и засмеялся, и сказал он в сердце своем: У столетнего ли (сын) родится, и чтобы Сара, девяностолетняя, родила? И сказал Авраам Богу: Лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою! И сказал Бог: Однако, Сара, жена твоя, родит тебе сына, и наречешь ему имя Ицхак.
И второе - с другим, но тоже смехом:
18: 12-13 И засмеялась Сара про себя, говоря: После того, как увяла, будет мне младость? И господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: Почему смеялась Сара, говоря: Подлинно ли рожу, а я состарилась?
А первое место, где в Торе упоминается плач - связано с Агар и с Ишмаэлем:
21:16 И пошла и села она в отдалении, поодаль на выстрел из лука, ибо сказала она: Чтоб не видеть мне смерти ребенка. И села она в отдалении, и подняла она голос свой и заплакала.
Один отправляется на жертвенник, а другой - с плачем - отсылается в пустыню. Что вам напоминают эти две истории? Не похоже ли это на службу Йом Кипура, когда выбирают двух одинаковых козлов, одного - по жребию - приносят на жертвенник, а другого - в виде анти-жертвы - отсылают в пустыню?
Но все-таки, параллель параллелью, но одно дело - козел, которому выпал жребий быть отправленным в пустыню и сброшенным со скалы. И совсем другое - человек. Не может быть, чтобы роль козла отпущения была назначена Ишмаэлю просто так! Да и в чем эта роль состоит? А если это наказание за провинности - то в чем они состоят?
В Торе мы видим два эпизода. Первый - еще с беременной Агар.
16:4 …и увидела, что зачала, и легкою стала ее госпожа в ее глазах.
Сара притесняет ее, она бежит в пустыню, там ей является ангел. Между прочим - Агар - первый герой Танаха, к которому является ангел. Ангел задает ей вопрос: "Откуда пришла ты и куда идешь?" Как мы знаем, такой вопрос - это призыв к хешбон нефеш. И Агар немедленно честно отвечает на вопрос: " От Сарай, моей госпожи, я бегу" и возвращается к Саре.
Второй эпизод связан с самим Ишмаэлем:
21:9 И увидела Сара, что сын египтянки Агар, которого та родила Аврааму, насмехается (мецахек).
Что такое мецахек? Приведу длинную Тосефту Сота 6:6:
Сказал р. Шимон бар Йохай: Четыре вещи сказал р. Акива, но мне кажутся правильными мои слова. [И это первая из них]. <..> Насмешка, о которой здесь говорится - это идолопоклонство, как сказано [в истории золотого тельца] (Шмот 32:6): “ и сел народ есть и пить, и поднялись забавляться.” Увидела Сара, как Ишмаэль строил алтари и воскурял на них кузнечиков.
Р. Элиэзер сын р. Иоси hаГлили сказал: насмешка - это разврат, как [сказала жена Потифара про Йосефа](Берешит 39:17): "Пришел ко мне раб-еврей, которого ты привел нам, насмеяться надо мною." Увидела Сара, что Ишмаэль забирется на крыши и насилует женщин.
р. Ишмаэль сказал: насмешка - это кровопролитие, как сказано (Шмуэль 2:2:14-16): "И сказал Авнер Йоаву: пусть встанут юноши эти и позабавятся пред нами. И сказал Йоав: пусть встанут. <..> И схватили они друг друга за голову, и (вонзили) мечи свои друг другу в бок, и пали вместе." Увидела Сара, как Ишмаэль звал Ицхака прогуляться с ним в поле, и как бы в шутку целился в него из лука. Как сказано (Мишлей 26-18): " Как притворящийся помешанным, который мечет огонь, стрелы и смерть, так человек, который обманывает ближнего своего и говорит: "Ведь я шучу".
А я [возвращается р. Шимон] говорю: не дай Бог, чтобы в доме того праведника [=Авраама] творились идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А Ишмаэль насмехался, потому что знал, что ему, как первенцу, причитается двойная доля наследства Авраама.
Интересно, что Раши приводит в качестве пшата только первую точку зрения: что Ишмаэль - идолопоклонник, насильник и убийца. Тем интереснее его комментарий к Берешит 21:17 «услышал Бог голос отрока оттуда, где он» - голос отрока услышан, потому что в данный момент он праведник, что бы ни было в будущем. И дальше, в комментарии к Берешит 25:9: "И погребли его [Авраама] Ицхак и Ишмаэль, его сыновья" Раши пишет:
Отсюда следует, что Ишмаэль возвратился и уступил первенство Ицхаку. И это есть «добрая старость», о которой говорится относительно Авраама.
Двойственность Ишмаэля проявляется с неожиданной стороны и в позднем мидраше Пиркей де-рабби Элиэзер. Мидраш на Берешит 21:21: "...и взяла ему его мать жену из земли Египетской" рассказывает, как сначала мать взяла Ишмаэлю неудачную жену-моавитянку по имени Айша, но, когда Авраам приехал навестить Ишмаэля, та не проявила гостеприимства, попросил ее передать мужу, что у него плохо поставлен кол в шатре. Ишмаэль все понял и погнал Айшу прочь, и уже тогда мать взяла ему египтянку по имени Фатима, а та уже была хорошей и гостеприимной. Не случайно жен Ишмаэля зовут так же, как жену и дочь Мухамеда, родоначальниц, соответственно, суннитов и шиитов. Получается, что родоначальница государственного ислама - нехорошая женщина, а родоначальница диссидентского (в 8 в.) - хорошая.
Но вернемся к точке зрения р. Шимона. Мы видим, что Ишмаэль повторяет ошибку Агар. Мы знаем это свойство - это характерная черта и национального, и религиозного характера: фатализм и склонность счесть везение и успех - знаком Божественной избранности. Как говорят, у христиан главный вопрос в спорах - во что правильно верить. У евреев - как правильно делать. Но у мусульман главный вопрос - кто главнее. Для них политический или материальный успех в мире - не средство, а цель, потому что они свидетельствуют о том, что Бог тебе помогает. Агар посчастливилось быстро забеременнеть - и она заносится перед Сарой, потому что сам успех для нее - признак ее угодности Богу. Ишмаэлю повезло родиться раньше - и он насмехается над Ицхаком, потому что само везение делает его главнее.
Как нам объяснял когда-то многомудрый М. Шнейдер, помимо Йом Кипура, есть и еще ритуалы, где также берутся два одинаковых объекта, с одним из которых поступают как с кодеш, а другой демонстративно уничтожают. Так проводят границу.
Он говорил о специальном ритуале, проводимом, когда расширяют границы Иерусалима или Храмового пространства (азары).
В чем же тогда смысл отсылания Агар и Ишмаэля? То же самое - Ицхак избирается в качестве кодеш, а Ишмаэль делается демонстративно неизбранным. Совершенно естественно по отношению к человеку, приравнивающему избранность к успеху и везучести.
В чем состоит избранность Ицхака? - В готовности пойти на смерть. У еврея есть заповедь кидуш хаШем: обязанность пойти на смерть, но не согласиться совершить те самые поступки, которые, по мнению р. Акивы, Сара увидела у Ишмаэля. А отосланный Ишмаэль - неизбран, и у него нет заповеди стать шаhидом.
Всем желаю гмар хатима това!