Из моей прошлогодней работы "Личная аскетическая практика мирянина". Авторство - мое, иерей Александр Заплетин. Цитаты - см. ссылки во второй части.
Цитирование разрешено с указанием первоисточника и автора.
Смысл поста
Практически в любой религии существует практика воздержания и поста направленная на достижение неких религиозных целей. Чаще всего это цели табуирования определенного вида пищи в связи с религиозными требованиями без особых аскетических обоснований, например иудейские запреты на вкушение множества видов животных, запрет индуизма на говядину и т.д. Христианство унаследовало от иудаизма не эту форму ограничения, а идею аскетического поста как покаянной жертвы Богу и условие совершения особо сильной молитвы. В иудаизме такой пост обычно подразумевал полное воздержание от любой пищи, супружеской близости, даже ношения определенной одежды, но был, как правило, недолгим, обычно календарные посты были по одному дню. Некоторые подвижники, например Моисей (Исх. 34:28), постились подобным образом по 40 дней.
Для борьбы со страстью чревоугодия, страстью базовой для развития многих других, христиане всегда призывались к умеренности в пище. Особенно важна такая умеренность для успешного совершенствования в молитве. Разные виды пищи по-разному действуют на человека, способствуют разным страстям при излишнем или недостаточном снабжении человека питанием и тем усложняют правильную молитву.
Но кроме повседневной умеренности, Церковь требует особого усиления этого воздержания в определенные дни. Смысл такого временного усиления состоит в подготовке к празднику, в помощи для молитвы, дабы прийти к празднику в возможно лучшем духовном устроении. Можно сравнить пост с предсоревновательным периодом у спортсменов, когда они особым образом усиливают тренировки для повышения спортивного результата. Так и христианин усиливает подвиг воздержания, молитвы и покаяния, стремясь совершить следующий шаг по пути духовного совершенствования. Свят. Игнатий Брянчанинов учит о посте: «Глава добродетелей - молитва; их основание - пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостию в ней. Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он - в совершенной и непрерывной зависимости от желудка….»
[1]. Пост нужен молитве, например преп. Марк Подвижник пишет: «…так и мы, если поработив тело свое, большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы; то выйдет, что мы потрудились против самих себя. Но может быть кто-нибудь скажет: если в молитв заключается главное дело правды; какая надобность в посте? Всячески большая: ибо как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние: так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом; то вместо правды принесем плоды греха»
[2].
Заметим, иногда бывающая ситуация, когда человек совсем никак себя не ограничивает в пище между постами, а во время поста просто исключает из рациона не благословленные Церковью на это время виды пищи, сохраняя большой объем, не может рассматриваться как правильный пост. Такой пост можно считать некоторой жертвой, исполнением дисциплинарной нормы, но никак не аскетическим упражнением, помогающим молитвенному деланию и значимо помогающим в борьбе со страстью чревоугодия. Разумно постящийся человек всегда умерен, как в пост, так и между постами и сочетает усиление пищевого воздержания с усилением молитвы.
Кроме этого, пищевое ограничение провоцирует усиление раздражительности, гневливости и иных страстей, что дает повод их в себе осознать и победить. Правда, в этом усилении бывает и опасность не справиться с ним, о чем ниже.
Свят. Игнатий Брянчанинов учит
[3], что необходимо стремиться к минимальному отяжелению, «дебелости», тела для лучшей молитвы. Мясо отягчает тело максимально, рыба меньше, еще меньше растительная пища. Конечно, свят. Игнатий пишет на основании постовых норм Церкви и знаний своего времени, а не современных медицинских представлений, также он не делает особых различий в видах мяса, рыбы, растений, хотя рассматривая эти виды с диететических соображений можно понять, что иные виды растительной пищи будут еще более отягчающими, чем иные виды животной пищи. Потому опытный постник должен рассудительно подходить и к дозволенным видам пищи, дабы соблюдая букву поста не нарушать его дух.
Мера поста
Церковь в разное время требовала разных пищевых ограничений, и не всегда местная (присущая определенному месту и времени) «диета поста» создавалась с учетом всех особенностей жизни в соответствующей местности, от поиска духовной пользы, а не от ревности усилить бывшие до того требования. Примером могут быть строгие уставные требования поста по русскому Типикону, когда в холодной, бедной фруктами северной стране ставятся требования еще более жесткие, чем в теплой и цветущей Греции.
Излишне суровое постовое воздержание приносит не пользу, а вред. Конечно, можно его воспринимать как особую жертву Богу, но при том часты случаи, когда возникающие от недоедания искушения, раздражения и т.д. вызывают множество греховных конфликтов с ближними. Есть распространенное высказывание священников во избежание такой ситуации: «Ешьте хоть мясо, только людей не ешьте». Так бывает, если мера пищевого поста превышена, не соответствует его духовному устроению, молитве. Если молитва, покаяние не могут сдерживать прорывающиеся от постного воздержания страсти, значит «диета поста» слишком сильна для человека, надо корректировать.
Другая опасность стремления любой ценой исполнить уставной пищевой пост - медицинская. В наше время множество людей не вполне здоровы и резкие изменения диеты влекут усиление заболеваний. Бывает, и не редко, когда вместо духовной пользы люди оказываются в больнице в тяжелом состоянии, особенно во время суровых ограничений Великого Поста. Необходима большая рассудительность человека и его духовного наставника, чтобы ревностью к уставным ограничениям не повредить здоровью или не снизить трудоспособность ниже необходимого.
Преп. Марк Подвижник пишет про неверный пост: «И не только от насыщения, но и от невкушения пищи вижу (бывающее) бедствие: ибо когда мы в течение многих дней не вкушаем пищи, то уныние, найдя себе в нас место, возстанет и будет бороть нас…»
[4], потому индивидуальная форма поста должна быть основана на уставных требованиях, но адаптирована к здоровью, условиям жизни и духовному устроению человека.
[1] Игнатий Брянчанинов, свят. О посте.//Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.-М.: Паломник, 2006 г., С. 121.
[2] Марк Подвижник. Преп. Нравственно-подвижнеческие слова.// Слова духовно-нравственные, преп. Отцов Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. - М., 1995 г., С.161-162.
[3] По: Игнатий Брянчанинов, свят. О посте.//Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.-М: Паломник, 2006 г.
[4] Марк Подвижник. Преп. Нравственно-подвижнеческие слова.//Слова духовно-нравственные, преп. Отцов Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. - М., 1995 г., С.161.