О человеческой природе Христа
(непорочные страсти, совершенствование человеческой природы Христа)
Формулировка тезиса. Святоотеческое учение. Противоположные мнения.
Оригинал взят у
agafangel_z в
В ожидании Катехизиса, тезис 3. 3.
Кто учит, что естественные наши страсти были во Христе добровольными только в том смысле, что Он мог бы не принимать нашей естественной страстности, но воплотившись, уже подчинил Себя законам падшего человеческого естества и страдал по необходимости естества таким образом, что будто не мог уже удерживать естественное тление Своей плоти, - тем самым отрицая совершенную добровольность страстей воплощенного Бога;
Здесь святоотеческие слова к этому тезису:
"Божественные животворящие силы, переполнявшие тело Христа, препобеждали все слабости человеческой природы. Все акты уничижения Христа, как, например, голод и смерть, были Его добровольными состояниями не в том смысле, что, восприняв добровольно природу человека, он добровольно взял на Себя и последствия воплощения, т. е. слабости тварного существа, а в том, что в обычном состоянии он был недоступен этим слабостям и испытывал их тогда, когда в целях обновления человека попускал их обнаружение. Так как Христос не только человек, но и Бог, то Он не нуждался в пище. И во время поста Он не испытывал голода" (свт. Иларий Пиктавийский, О Святой Троице).
"Мы по природе алчем и жаждем и спим, - не по желанию, но являясь рабами естественной необходимости. Он же - не по необходимости, но добровольно (испытывал это). Ибо и пятью хлебами насытил пять тысяч, и семью опять - четыре тысячи. Он Сам сказал: Никтоже возмет душу Мою от Мене, но егда хощу, полагаю ю. Никакой человек не может сделать этого, кроме одного только Христа" (свт. Кирилл Александрийский, Разговор с Несторием).
"Чужд истины тот, кто не называет Христа по обеим природам Спасителем и Творцом, господственным, сильным, свободным от необходимости" (свт. Амфилохий Иконийский, Послание к Панхарию).
"После того Иисус, зная, что уже все совершилось" (ст.28), - т.е., что не остается уже ничего не исполненного в плане домостроительства Божия. Так во всех случаях Он старался показать, что смерть Его - необыкновенная, потому что все зависело от власти Умирающего, и смерть приступила к телу Его не прежде того, как сам Он восхотел; а Он восхотел тогда, как все уже исполнилось. Потому-то Он и говорил: "имею власть отдать" жизнь Мою "и власть имею опять принять ее" (Иоан.10:18). Итак, зная, что все уже исполнилось, Христос говорит: "жажду" (ст.28), - и в этом случае опять исполняет пророчество. Но ты помысли о злодействе стоящих при кресте. Ведь мы, хотя бы имели безчисленное множество врагов, хотя бы испытали от них нестерпимые обиды, - мы плачем от жалости, кода видим, что их умерщвляют; а враги Христа и при этом не примирились с Ним, и не смягчились, смотря на Его страдания, но еще более ожесточались и увеличивали насмешки, и, поднесши уксус губою, напоили Его так, как обыкновенно напояют преступников, - для чего и была при них трость. "Когда же вкусил уксуса, сказал: совершилось" (ст.30). Видишь, как Он все делал без смущения и со властью? Это же видно и из дальнейшего. Когда все уже совершилось, - Христос, "преклонив главу", так как она не была пригвождена, "предал дух" (ст.30), - то есть, испустил дыхание. Обыкновенно испускают дух не после преклонения головы; но здесь было напротив: Христос преклонил главу не тогда, когда уже испустил дух, как обыкновенно бывает с нами, но тогда испустил дух, когда преклонил главу. Всем этим евангелист показал, что Он - Господь всего мира" (свт. Иоанн Златоуст, Беседа 85 на Евангелие от Иоанна).
"Он, без сомнения, свободно совершал [относящееся к] естественным страстям как дело произволения , а не как мы - в результате естественной необходимости; в противоположность нашему, Он свободно прошел от начала до конца всю нашу естественную страстность, показав в Себе подвластным воле то, что обыкновенно в нас бывает порабощающим волю” (прп. Максим Исповедник, Амбигвы к Фоме, 5).
"Ибо природные свойства в Господе не предшествуют желанию, как в нас, но, как действительно испытывая голод и жажду, Он испытывал их не тем же образом, что и мы, а превосходящим нас (ибо добровольно)" (он же, Диалог с Пирром).
“А поскольку, как я сказал, лукавые силы оказывали, по причине греха, на страстность Адамову [различные] воздействия, невидимо сокрытые в принудительном законе естества, то они, разумеется, созерцая по причине плоти в Спасителе Боге естественную страстность Адама и полагая, будто и Господь, как простой человек, с принудительной необходимостью навлек на Себя закон естества, а не движется самоопределением воли, напали на Него, надеясь убедить и внедрить в Его воображение посредством страстей естественных страсти неестественные, а тем самым сделать что-либо угодное им” (он же, К Фалассию, 21).
"Слова же "Всю землю [измерил] горстию"(Ис. 40, 12) означают, что собственную Свою плоть ([ведь] она была земной)" Господь сжал со всех сторон так, что не действовали даже естественные, то есть безукоризненные страсти, [если] Он не отпускал" (он же. Вопросы и недоумения).
"Ибо не по собственному побуждению оно проявляло стремление к естественным чувствам и не по собственному побуждению предпринимало самое удаление и уклонение от печального или терпело то, что извне приключалось, но двигалось согласно с условиями своей природы, когда Слово желало и, в целях домостроительства, позволяло ему страдать и совершать то, что было свойственно, для того чтобы через посредство дел естества была удостоверена истина" (прп. Иоанн Дамаскин, ТИПВ, 59).
"Естественные страсти наши были во Христе, без всякого сомнения, и сообразно с естеством, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем тогда, когда Он позволял плоти испытать то, что было ей свойственно; а превыше естества потому, что в Господе то, что было естественно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не созерцается ничего вынужденного, но все - как добровольное. Ибо, желая - Он алкал, желая - жаждал, желая - боялся, желая - умер" (он же, ТИПВ, 64).
"От того же, что гибельно для жизни, Он отвращался, как, например, во время страдания Он добровольно почувствовал содрогание пред смертью. Ибо, хотя происходившее совершалось и по закону природы, однако же не по необходимости, как бывает с нами, так как то, что было естественно, Он принимал на Себя добровольно - по Своему хотению. Поэтому самая боязнь, страх и борение - относятся к страстям естественным, безупречным и не подлежащим греху" (он же, ТИПВ, 67)
"...ибо, постившись в пустыни сорок дней и не голодая - ибо если и имел тело, способное испытывать страдание, но тогда не совершил бы этого и не выдержал, если бы не допустила сего, сочетанная с телом, сила Всемогущего - Он, как говорит Евангелие, потом взалкал" (свт. Григорий Палама Омилия XVI).
Здесь сопротивные этому тезису мнения:
"...Христос мог не поститься, но после 40-дневнаго поста Он не мог не взалкать; прошедши известное пространство под полуденным солнцем, он должен был испытать утомление от пути; благоизволив пригвоздиться ко кресту, Он должен был испытать ужасную боль от пробивания рук гвоздями..." (В.В. Болотов, История Церкви в период вселенских соборов, 3,2,3).
"По православному учению, Господь, однажды решившись воплотиться, принимает на Себя все последствия человеческой падшести. Конечно, Он принимает их добровольно. Он мог бы их не принимать, в этом отношении Его страдания являются свободными. Но воплотившись, подчинив всецело Себя законам падшего человеческого естества, Он уже не может не страдать. Христос, постившись 40 дней, не мог не испытывать голод, или, пройдя длинное расстояние по жаре, Он не мог не испытывать усталости и жажды. Иначе говоря, это совершалось автоматически, естественно" (о. Олег Давыденков, Догматическое богословие, ч.3).
"Для нас это очень важно, какую природу воспринял Бог Слово в Своем воплощении, непорочное, тогда и исцелять нечего, если поврежденное, тогда можно говорить о спасении. Например, когда человек смертельно болен и его исцеляют, тогда можно говорить о спасении" (Осипов А.И. ВИДЫ ГРЕХА. КАКУЮ ПРИРОДУ ВОСПРИНЯЛ ХРИСТОС).