Минутка предпочтений.
В комментах ко
вчерашнему посту меня укоряли за то, что я противопоставил традиционный "опиум народа" передовитой шизе, для поддержки которой надо всё больше веществ - и спрашивали, нельзя ли не выбирать между ними.
Конечно, можно.
Ключевым в этом деле представляется осознанность делаемого выбора либо отказа от такового. Выбирая, например, православное вероисповедание, выступающее частью русского культурного кода, наш современник избавляет себя от того, о чём сегодня поутру
написал товарищ Мараховский:
...Мы живём в мрачные времена, когда вопрос «во что мы верим» перестаёт быть чем-то из ряда «что мы носим в этом сезоне» или «во что мы играем в свободное время», и превращается в фундаментальный вопрос наших жизней, вынуждающий нас к ответу не только словом, но и действием.
О человеке, «не верящем ни во что такое определённое», можно сказать лишь одно: он поверит во всё любое, в сторону чего его пнут поверить мало-мальски техничные манипуляторы.
Те, кто знают, во что верят - не будут пластилином в чужих руках и не станут пылью под чужими подошвами.
Кто-то хочет верить в новый шанс на построение коммунизма в Этой Стране? Да не вопрос, пожалуйста. Вопрос - в том, готов ли верующий лично поддерживать заявляемую веру не только словом, но и делом.
То есть, например, соответствовать высказыванию пророка В.И. Ленина, запечатлённому на фото ниже, а не
хамить, как только иссякли аргументы.
А то некоторые ведь считают, что достаточно нацепить на аватарку серп с молотом, и с пеной у рта обличать действующий Режым, а также русский народ (не тот, ох, не тот) etc., наяривая на свои воспоминания о ныне мёртвом государстве - и вот ты уже весь такой в белом, а остальные - не соответстуют заявляемым тобою высоким требованиям.
Однако кто ты такой, чтобы другие соответствовали им? Требования взрослый человек предъявляет вообще-то к себе - и действует так, дабы соответствовать предъявленному.
Для меня, как
левоконсерватора, попытка воплотить коммунизм IRL в Этой Стране в минувшем веке является закономерным продолжением идей православия. Т.е. (я уже как-то об этом писал) - этакой отечественной версией Реформации, ибо РПЦ в период, предшествовавший оной попытке крепко погрязла во всяком, несовместимом с христианством.
Попытка провалилась, т.к. пытавшиеся, вопреки словам Ленина, решили отбросить часть богатств, выработанных человечеством. Причём, ЧСХ, отбрасыванию старались подвергнуть то, что не отбрасывал даже автор эволюционной теории происхождения человека (см. цитату в начала поста).
Homo Sapiens Sapiens нуждается в опоре на абстрактное, это факт.
И совершенно неважно, называет этот человек себя христианином, гностиком или материалистом. Для нашего ума кварки и бозоны - такая же абстракция, как и Господь. И каких бы воззрений ни придерживался человек, он всё равно в итоге стремится расположить высшую инстанцию своей жизни за пределами этой жизни. То есть, поступать ровно так, как уже более двух тысяч лет
поступают христиане:
Христианство - сейчас и тогда, тогда и сейчас - в первую очередь было верой в то, что высший и единственный достойный внимания арбитр находится за пределами общественного мнения. В течение двух тысячелетий в христианском мире с этим положением соглашались (что не мешало, разумеется, тут и там эпизодически жечь диссидентов). Но даже само количество людей, уходивших с пением гимнов на смерть ради своего высшего арбитра - парадоксальным образом свидетельствует о том, что центральным вопросом уходящей христианской эпохи был вопрос о том, в какую вечность верит человек, и никто не думал ставить это под сомнение.
Ныне данный вопрос снимается (официально) с повестки: то, что называется языческой терпимостью - вновь переводит вопрос веры из вечности (где странные, на взгляд современника, споры о догмах и о том, может ли совершенный Бог быть также и действующей в мире силой) в общественную практику. Где предлагается верить там, в вечности, во что пожелаешь - если здесь, на земле, ты исправно приседаешь перед актуальными сущностями.
В известном смысле гражданам передовой части планеты предлагается тот же выбор, что предлагался неполные две тысячи лет назад: «да верьте вы в кого хотите: главное, выполняйте ритуалы, столь необходимые настоящему арбитражу вашей жизни».
Легко понять, что эти ритуалы противоречат сегодня идее, например, христианства, принимаемого всерьёз. Поэтому адептам последнего предоставлен выбор: либо носить свою веру отныне в качестве бижутерии, не имеющей реального значения, либо уйти в довольно агрессивную оппозицию действительности, то есть отвергать её повседневные ценности и по этому поводу считаться ненормальными.
На этом месте, ув. друзья, не нужно проводить специальных умственных экспериментов - достаточно спросить себя, насколько лично мы готовы (под хихиканье передовых официозных блогерок обоего пола) возражать против какого-нибудь передового гендерного обучения в школах и чудаковато отказываться от санкционированных форм демонстративного потребления. Иначе говоря - насколько мы готовы быть ненормальными.
Чем описанная Мараховским позиция отличается от позиции тех, кто заявляет себя коммунистами? Да ничем. Не нравится вам текущая версия общества в целом или, например, образования - в частности? Ну так прилагайте деятельные усилия для её выправления в желаемую вами сторону. Не путём чёса в чужих блогах прилагайте, а путём действий IRL: идите в учителя, пробивайтесь в директора, затем - в чиновники региональных управлений образования, и, наконец, в федеральные бонзы - вплоть до профильного министра - и меняйте систему изнутри. Не забывая ни на секунду, с какой целью и ради какой высшей инстанции (светлое будущее человечества - это ведь тоже высшая инстанция, тащемто) вы предпринимаете упомянутые усилия.
Вот это - прогрессорская задача, и она, вообще-то - полностью укладывается в ряд задач, заложенных центральным героем нескольких повествований, объединённых под единой обложкой и известных нам под заголовком "Евангелие".
Участвуйте в творении мира на уровне, доступном человеку, и, возможно, ваш язык описания нашего общего мира через несколько поколений станет ведущим в Этой Стране. Ведь религия (а коммунизм, повторюсь, это реформированное православие) -
и есть язык описания действительности:
Уместно помнить, что настоящая религия не есть приложение, установленное на смартфон нашей головы рядом со всеми социальными играми и тинькоффами, которое мы запускаем после рождения ребёнка или в случае смерти родственника.
Настоящая религия есть язык описания мира, на котором думает его носитель. Тут, пожалуй, стоит процитировать Конан Дойла, описывавшего (уже, замечу, далёкое средневековое прошлое со светского рубежа XIX и XX веков):
«В те простые времена в жизни было великое чудо и тайна. Человек шеcтвовал по жизни в страхе и торжественности, с раем очень близко над его головой и адом под самыми его ногами. Видимая рука Бога была везде, в радуге и комете, в громе и ветре. Дьявол тоже открыто свирепствовал на земле; он прятался за живыми изгородями в сумерках; он громко смеялся в ночное время; он царапал умирающего грешника, набрасывался на некрещеного младенца и тряс конечностями эпилептика».
Нам крайне трудно представить себе мир, в котором всё на самом деле совершается по воле Божьей (сколько бы мы себе ни повторяли, что на всё она). Мы все - включая подавляющее большинство верующих - результат воспитания в другой Вселенной.
В нашей Вселенной над головой - более или менее живописные, но пустые небеса, никем не заселённые (там плотные слои атмосферы, затем менее плотные, затем совсем разреженные, а там и вакуум бесконечного космоса). Под нашими ногами десятки километров горных пород, за ними мантия, а внутри вполне точно, но периодически по-новому описываемое ядро - и всё это вертится, создавая электромагнитное поле, защищающее нас от некоторых издержек нахождения под Солнцем.
В нашей Вселенной громы и ветра не подгоняемы высшей волей и не являются ничьими голосами и руками: все они ссыпаны в коробку с надписью «природные явления» и имеют свои точно, но периодически по-новому описываемые причины и механизмы. Цветы цветут сами, эпилептики трясутся сами, войны и эпидемии не насылаются. Над всем царит детерминизм - своего рода новое божество, всегда сыплющее на нас сюрпризами, но при этом дразнящее нас пояснением, что мы просто не смогли его как следует расшифровать и поэтому опять застаны врасплох.
Даже если стать на точку зрения отрицавших наличие Бога мезоамериканских гностиков, описанную Кастанедой, то, помимо выбора, у нас нет вообще ничего.
А значит, даже с такой точки зрения, выбор высшей инстанции своей жизни является проявлением свободы воли, равно как и выбор действий, посредством коих рядовой житель Этого Глобуса намерен соответствовать ожиданиям арбитра, находящегося за пределами общественного мнения.
Вера без дел мертва, и нет разницы, называется она православной или коммунистической.
Землю унаследуют потомки не тех, кто ноет (у таких - и потомков-то зачастую нет), а тех, кто действует.