Минутка истории.
В моём скромном Клубе регулярно поднимается тема
культурного кода и того значения, которое оный имеет для ассимиляции импортных искателей длинного рубля, едущих в любимый наш Мордор из феодальных квази-республик постсоветского пространства.
Коллега Мараховский в текущем месяце тоже пару раз затрагивал в своих эссе вопрос культуры, напоминая о ней всякое неочевидное.
Например, следующее:
...Культура - не тождественна искусству. Тот факт, что учреждения по поддержке искусств именуются у нас «учреждениями культуры» - довольно трагичная историческая ошибка. Рискну предположить, что их так начали называть лет сто назад на заре советской власти, чтобы «приобщать к культуре через искусство», а затем инструмент достижения цели зажил собственной жизнью, возомнил о себе и объявил себя не инструментом, но целью и самоценностью.
Культура - это принятый в обществе способ восприятия действительности и взаимодействия с нею.
Он может распространяться через произведения искусства, но они не тождественны самой культуре. Здесь уместно отметить, что люди искусства в значительной своей части не могут служить образцами культуры (или могут, но очень плохими образцами). Концентрация среди творцов искусства граждан откровенно акультурных значительно выше, чем среди мастеров натяжного потолка - и это факт, хорошо известный всем в арт-среде.
Культура на самом деле - это не про скрипку, не про ямб и не про мастерское изображение мартовской лесной прогалины на холсте. Культура - это про то, чтобы одеваться приличным образом, переходить на зелёный, воспитывать детей, не бить жён, возвращать долги и добросовестно выполнять обязанности на рабочем месте.
А буквально вчера, отвечая на вопрос одного из подписчиков, коллега также
высказался о той роли, каковую культура играет в жизни "политической нации", живущей в Этой Стране.
...По ряду причин, не последнюю из которых составляет личная биография, автор этих взволнованных строк считает нацию - пространством, где превалирует конкретная культура, и всеми людьми, полезно действующими в этом пространстве. То есть наша ув. нация, например, это и могучий великоросс из центральных регионов, и экспрессивный кареглазый кубанец/новоросс, и честолюбивый татарин, и квалифицированный питерский еврей-ОКРщик, и мерзлявый вопреки стереотипам самоироничный сибиряк, и организованный якут, и боевой бурят, и спокойный белорус, и лихой тувинец, и вся палитра кавказских типажей - действующие в культурных, не побоюсь этого слова, гештальтах, определённых некогда великорусским характером и зацементированных в традициях государственной и частной практики.
Не стоит, кстати, сбрасывать со счетов и т.н. «соотечественников» - миллионы носителей русской культуры, родившихся и выросших за три минувших десятилетия за пределами нашей ув. страны и репатриировавшихся в неё. Как один из представителей данного подмножества, я вдумчиво курил приблизительные аналоги и нашёл их немало - от венгров, оказавшихся за пределами Венгрии по условиям Трианонского договора, до т.н. «проливных китайцев», также известных под приятным названием «баба-нёня»: граждан порой довольно отдалённо китайского происхождения, живущих в Малайзии, Индонезии и Сингапуре, не сохранивших порой даже китайских языков, но сохранивших китайскую культурную идентичность - и с недавних пор активно её возрождающих.
Разумеется, Тува, Чечня, Москва и Саха друг от друга отличны - но они отличны в широких как Волга берегах русской культурно-цивилизационной матрицы.
И, разумеется, не все жители нашей страны умещаются в эти берега. На Кавказе то и дело вылезают какие-то невоспитуемые сущности, либо грезящие салафитским ретроидеализмом, либо просто слишком дикие. Т.н. «русские националисты» любят голосить именно о них - но чиорд побери, откуда на Украине взялась террористическая запрещённая организация РДК* и откуда в Питере взялись уроды из неё же, собиравшиеся отравить на днях тысячу наших ув. сограждан на Донбассе? Отчего десятки тысяч жителей столицы нашей Родины, большинство из которых даже не этнические евреи, дали по тапкам после 24.02 и злобно мёрзнут по зарубежьям в позе куколдов?
Во всякой национальности, образующей нашу ув. нацию, возможно появление лузеров, не нашедших себе места в крупнейшей стране мира и потому придумавших себе свою маленькую небесную ингрию, в которой они будут наконец пануваты**. Разумеется, на перифериях таких больше - ну так на то и периферии, окраины.
В этом смысле наша главная нынешняя головная боль, Украина - это клинический пример коллективного антирусского лузерства, пришедшего к лузерскому антирусскому успеху во всей его страшненькой красе. Но об Украине написано столь много, что я здесь не буду развивать очевидность.
Скажу лишь, что всякий сознательный нерусский русский гражданин весьма чётко понимает определяющую роль русских русских в сохранении России. Ивану Христофоровичу Баграмяну приписывают знаменитую формулу «если в дивизии меньше половины русских, её надо расформировывать»; Апти Аронович Алаудинов известен призывом к русским рожать изо всех сил, ибо «если русские вымрут, то это крайне невыгодно остальным народам, населяющим Российскую Федерацию»; татарская шутка «мы с русскими, а с ними Бог» сейчас не только ходит по интернетам, но и красуется на шевронах фронтовиков. Лузероссы и на этом месте, пожалуй, найдут повод саркастично поныть на тему «ну дааа, нацменам нужно стадо», но этим людям сочувствовать бессмысленно. Если некто решил стать лузером в собственной стране, его не отговоришь.
Что тут хотелось бы.
В этнологии, которая входит в число моих увлечений, существует ёмкий термин "комплиментарность", означающий ощущение взаимной совместимости либо несовместимости этносов.
Те этносы, которым удалось ужиться на территории любимого нашего Мордора, образовав в итоге российский суперэтнос (он же - политическая нация), комплиментарны друг другу. А базируется это, помимо прочего, на их способности с пониманием относиться к культурным особенностям жизни друг друга.
Камрад
johnwarner как-то приводил мне в пример в личной переписке хакасов, среди которых живёт. Их кровная родня - всякие кочевники Великой Степи, в своё время пыталась насильно принудить хакасов к исламизации теми же методами, какими хан Узбек (чьё имя впоследствие дало название этносу) навязывал мусульманство в Золотой Орде с 1313 года. От Узбека тогда бежали многие татары, которые были христианами-несторианами. И бежали они в Великое княжество Московское, где легко переходили в православие, женились на русских женщинах и шли в княжескую конную дружину. То есть - усиливали военную мощь ВКМ. Причём, ЧСХ, тот же Узбек, несмотря на собственное ревностное мусульманство, в 1317 году позволил своей сестре Кончаке принять православие ради брака с Юрием Даниловичем Московским и стать княгиней Агафьей.
Так вот, в отличие от татар-несториан, бегущих из Орды на православную Русь, хакасы - никуда не бежали, а оставались в пределах родного ландшафта, где яростно сопротивлялись навязыванию чуждой им религии. Что и позволило хакасскому этносу остаться самим собой, сохранив дорелигиозный шаманизм.
Однако тот же этнос в массе своей весьма легко перешёл в православие, когда отечественный Режым начал движение "встречь солнцу" в направлении Тихого океана.
Почему так вышло? Да потому, что русские позволяли инородцам оставаться самими собой и исповедовать воззрения предков. А к православию - не принуждали, но лишь заинтересовывали оным.
То есть, комплиментарность русских и хакасов была положительной, тогда как комплиментарность вторых со своей давно принявшей ислам азиатской роднёй - отрицательной. И это лишь один из примеров описываемого явления, которых можно накопать over 9000.
Комплиментарность определяется мироощущением, а также бытовыми привычками и всем прочим, о чём идёт речь в первой из приведённых выше цитат, и что в сумме составляет культуру. Другие же проявления - вроде той же религии - вообще могут быть усвоены конкретным этносом даже случайно. Например, как это было с готами, об истории принятия арианства коими я прочёл в работе Льва Гумилёва "Хунны в Азии и Европе":
Арианство, принятое готами случайно - при их дворе с императором Валентом в 376 г., затем стало символом этнического самоутверждения восточных германских племён, знаменем, противопоставленным православию, которому покровительствовав враг готов - император Феодосий I. Конечно, догматические разногласия были непонятны безграмотным готам. Но люди в критических стадиях этногенеза думают не об этом, а о том, где свои, а где враги. При этнических контактах вероисповедание - только индикатор связи, положительной или отрицательной.
Где свои, а где чужаки - вот что ключевое. И если приехавший в Эту Страну атавус не прилагает усилий к ассимиляции, т.е. не старается превратиться в своего - то его либо надо выкидывать во тьму внешнюю, либо - если он деятельно
наносит ущерб коренному населению в стиле -
В Подмосковье поймали двоих абу-бандитов, которые обнесли ювелирный магазин в городе Фрязино.
Налётчики действовали по ранее распределенным ролям - один остался возле входной двери магазина, а другой направился к прилавку, разбил несколько витрин и высыпал драгоценности в свой рюкзак. Затем грабители скрылись. Всего им удалось похитить 155 ювелирных изделий.
Несмотря на то, что сообщники скрыли свои лица под чёрными масками и солнцезащитными очками, сотрудники уголовного розыска быстро их изловили. В квартире одного из абу-бандитов обнаружены бирки от ювелирных изделий. Похищенные ценности ещё не найдены.
Возбуждено уголовное дело по ст.161 УК РФ (Грабёж), бандиты заключены под стражу.
Оба фигуранта - ранее судимые граждане Азербайджана. Криминальное прошлое, а так же настоящее и будущее, не мешало им по кайфу проводить время в нашей многонациональной стране.
- вообще сразу мазать лоб зелёнкой.
Режыму, раз уж он не вводит визы для уроженцев солнечного Закавказья и Средней Азии, неплохо бы давать им на подпись при въезде в Эту Страну юридически обязывающий документ подвида "я, имярек оглы, отдаю себе отчёт в том, что в случае совершения тяжкого или особо тяжкого уголовно наказуемого деяния в период моего пребывания в РФ, меня в особом порядке приговорят к
высшей мере социальной защиты; дата, подпись". Причём - документ должен быть параллельно на русском и родном для пациентов языке, чтобы когда они будут выть своё стандартное "моя твоя не понимай", всё было юридически безупречно и опричники волокли их к расстрельной стенке с ощущением полного соблюдения отечественной законности.
Но это так, к слову.
Чем оборачивается для отечественного государства отсутствие деятельных усилий по ассимиляции культурного чуждого населения - очень наглядно показывают биографии таких подданных Российской Короны, как ЕРЖ, ставших
революционерами:
...Рекомендуем ознакомиться с мощнейшим документом эпохи - мемуарами одного из руководителей террористического движения в Российской империи Мойши Рафаиловича Гоца (1866-1906):
«Никогда в зрелом возрасте я не был поклонником еврейской нации. Пережитое в раннем возрасте увлечение национализмом быстро сошло с меня, как только я познакомился с корифеями нашей литературы [«нашими» Мойша называет русских писателей], введшими меня в широкую среду общерусских интересов. <...>
Как и всегда бывает, первые попытки [отхода от еврейства] проявились в области традиционной веры. У меня лично к этому уже давно подготовлялась почва. Целый ряд отрицаний в сфере мелких обрядностей был фатально вызван моим положением между двумя стульями: постоянное пребывание в среде русских приводило к пренебрежению буквой еврейских обычаев, которые один за другим теряли в моих глазах всякий смысл, никто не поддерживал их авторитета. Я даже мог наблюдать, как под влиянием житейских нужд отступал от них такой строго-религиозный человек, как мой отец.
Никакой поддержки им не оказывала, конечно, и вся восхищавшая меня литература, в которой все любимые герои, начиная от Валентина Гилуа и кончая Рудиным, были людьми совсем иного покроя: даже русско-еврейские издания совершенно обходили этот вопрос. Но, с другой стороны, и христианские идеи встретили во мне слишком укоренившееся с самого детства предубеждение: увлечься ими было более чем трудно, тем паче что и их защитников, и их пропагаторов я нигде не встречал».
Вот как Гоц описывал свои чувства, когда узнал гибели русского царя Александра II от рук террористов в 1881 году:
«Я был глубоко возмущён этим убийством, ненавидел убийц, жалел покойного царя как освободителя крестьян и славян. Мало до того времени затрагиваемая и мало получавшая пищи лояльность моя сильно разогрелась сами фактом ужасной и мученической и, как я был убежден, несправедливой смерти. Я искреннейшим образом оплакивал убитого, с благоговением носил по нему траур и с горячей преданностью направился в синагогу присягать новому царю. Речь раввина Минора, произнесенная в торжественной обстановке, в зале, изукрашенном тропическими цветами, после печального пения панихиды произвела на меня сильное впечатление. Я с любовью присягал, обещая в душе служить царю, как преданнейший гражданин».
По мемуарам Гоца можно изучать эволюцию мировоззрения городского еврейства Российской империи на рубеже веков. Люди варились в гремучей смеси из сионизма, национализма, христианства, русской культуры и марксизма - при абсолютно наплевательском отношении со стороны государства. Вряд ли это способствовало наставлению на путь истинный и созиданию чего-то поступательно-гуманистического. Биография террориста Мойши Гоца служит тому ярким примером.
Вот ещё на
ту же тему:
Тема религиозной и национальной ассимиляции евреев в России начала ХХ в. <...> весьма подробно рассмотрена в книге историка Алексея Миллера «Империя Романовых и национализм». Отдельная глава в ней посвящена «еврейскому вопросу». В ней, в свою очередь, есть следующий любопытный фрагмент:
«Дискриминация евреев в Российской империи была, безусловно, очень важным фактором, влиявшим, между прочим, не только на то, что российские евреи не были лояльны династии, но и на то, что габсбургские евреи были Kaisertreu [верны (австрийскому) императору]. Но дело не только в этом. Сами русские в конце XIX и начале ХХ века становились всё менее лояльными подданными царя. Снижение, начиная с 1890-х годов, доли евреев (в процентном отношении) в революционном движении было связано не с уменьшением их абсолютного числа среди революционеров, но с возрастанием доли других национальностей.
Однако можно уверенно утверждать, что значительная часть евреев Российской империи была Pushkintreu [верной Пушкину], то есть была лояльна русской культуре и «прекрасной России будущего». Украинский националист Пантелеймон Кулиш в начале 1860-х годов обвинял евреев в том, что они усваивают русскую, а не украинскую культуру и поддерживают русификацию. Тенденция лишь усилилась к началу ХХ века. Поляки быстро почувствовали это, столкнувшись с миграцией литваков (евреев из Северо-Западного края) в Царство Польское, и поспешили увидеть в них агентов русификации и сторонников централизма».
В общем, ассимиляция евреев в Российской империи шла, несмотря на различные законодательные препоны - в том числе потому, что эти препоны не были непреодолимыми. Но интересно то, какой характер имела эта ассимиляция.
С одной стороны, евреи ассимилировались главным образом в русскую, реже в польскую или немецкую среду и гораздо реже - в украинскую (несмотря на то, что черта оседлости охватывала главным образом русскую часть Польши, Малороссию и Белоруссию). Дело было не в каком-то особенном расположении великороссов к евреям, а в том, что стремящаяся к социальной мобильности часть евреев (а ассимилировалась главным образом именно она) старалась примкнуть к наиболее сильной и многообещающей культуре из доступных. Русская культура переживала в 1830-х - 1880-х гг. расцвет, и её привлекательность способствовала ориентации «просвещённых евреев» на ценности и образ жизни русской интеллигенции и, шире, среднего класса в целом.
С другой стороны, ассимиляция была интеграцией в русскую культуру - но далеко не обязательно означала смену самосознания или, тем более, лояльность имперским властям. И это было закономерно: ориентация на русскую интеллигенцию и средний класс означала в том числе заимствование их либеральных и социалистических настроений, а сохраняющиеся ограничения для евреев едва ли находили понимание даже у тех, кто смог их преодолеть, но одновременно способствовали сохранению еврейской идентичности. Поэтому «ассимилированные» евреи часто были Pushkintreu, Tolstoitreu, Gorkitreu и т.д., но гораздо реже Kaisertreu или Dostojewskitreu - то есть русская культура для них была скорее культурой универсализма и прогресса, чем культурой православия, монархизма и русского национализма. Уход от еврейской традиции вовсе не означал растворения в формирующейся русской нации; скорее он означал уход от национально-религиозных идентичностей вообще (и чем левее были взгляды, тем более радикальным был этот разрыв, что хорошо описывает Юрий Слёзкин в «Доме правительства»).
Это, разумеется, не значит, что евреев, верных императору и русской нации, не было. Однако в целом интеграция евреев в русское нациестроительство до 1917 г. хоть и шла, но медленно и половинчато. В какой-то форме эта двойственность интеграции евреев пройдёт через всю советскую эпоху.
Крах РКМП во многом связан именно с провалом ассимиляции ЕРЖ, находившихся в имперском подданстве. И в наши дни перед отечественным Режымом маячат те же самые грабли, как бы намекают биографии многочисленных атавусов, живущих по кайфу в Этой Стране.
Вот
яркий пример:
«Мама моя не работала, а у отца была работа зарабатывать деньги»
ММА-ваххабит из Таджикистана Фазлиддин Мадрахимов рассказал о приключениях своей семьи-паразитов в нашей многонациональной стране.
В раннем детстве они всем кишлаком решили переехать в РФ. Никто из них никогда не работал, но деньги на прокорм многочисленного семейства имелись. Предприимчивый отец всё время ездил в Таджикистан, а потом его неожиданно посадили на 10 лет, оказалось, что ездил он за героином, чтобы с большой прибылью распространять его в России. Старший брат тоже сидит за наркотики, но скоро выйдет, вся семья очень ждёт этого кормильца.
Сейчас Фазлиддин вместе со своей трудолюбивой семьёй, живущей строго по Гайнутдину, перебрался в Тулу из Тверской области. Наркоторговцы уехали после массовой драки, которую они же и спровоцировали.
В целом, живут в РФ как по кайфу, пока старший брат на зоне, младший угнал машину и устроил ДТП, впереди суд, но всё равно иностранные специалисты верят в лучшее, ведь они уже обжились в нашей многонациональной стране. Разобрались, что да как.
Фазлиддин с братьями живут по виду на жительство, чтобы не было проблем с военкоматом, это позволяет махать руками на pop-mma овощебазах, а когда СВО кончится - можно и гражданство оформить, а там и материнский капитал, льготные ипотеки и большие перспективы. Россия - страна возможностей! Всё по Гайнутдину.
Почему наркобарыге не помазали лоб зелёнкой, а его семейство не выслали назад в Точикистон? Или непонятно, какие именно "члены общества" вырастут в такой семейной среде? По-моему, понятно. Собственно, примеров такой провальной ассимиляции много,
допустим, вот:
«Он ударил моего брата, пытался напасть со спины, человек проявил неуважение к моей семье».
Русский спортсмен Ярослав Кук отказался пожать руку лицемерному мма-ваххабиту Тимурлану Пирматову и получил удар в живот исподтишка. До этого Пирматов оскорблял семью Ярослава и вместе с «братьями» нападал на него и его брата за пределами ринга.
На втором видео (по ссылке) вся суть того чем занимается эта индустрия: пропаганда абу-бандитского образа жизни и крысиного поведения ради денег. У кого всё это может откликаться? Только у таких же девиантных дегенератов, Как и сами абу-бойцы, кричащие в трусах аллаху-акбар.
Кстати, родился и вырос данный Пирматов в Красноярске. Гражданин России. Учился в русской школе, жил среди русских. Но всё равно отрастил себе ваххабитскую бородку, а на бои выходит исключительно с флагом Киргизии. Две недели назад мы
писали про аналогичного абу-бойца Нурлана Гасанова. Т.е. очевидно, что работают они именно на мигрантскую среду. Судя по всему, это и есть та самая программа интеграции и адаптации в многонациональное общество.
Наглядные примеры отрицательной комплиментарности, не правда ли? Во времена готов за наличие комплиментарности такого сорта - просто убивали. Сейчас у нас "гуманизм", но до добра он не доведёт, как бы намекают злободневные примеры нормальных-то стран.
Пиратского Острова,
допустим:
«Новые англичане» потихоньку отменяют старую Англию.
Мы часто пишем, что в Европе прямо сейчас проходят процессы, которые ждут и нашу страну, если не изменится миграционная политика.
Давайте полистаем относительно свежую британскую прессу. Вот, например, прекрасная
новость, «новая англичанка» из семьи мигрантов Тэнгам Е.Боннэр Деббонэр (на первом фото по ссылке), которая занимает пост «теневого министра культуры, цифровых технологий, спорта и СМИ Великобритании», анонсирует отмену патриотического гимна «Правь, Британия, морями» за пропаганду колониализма. Гимн нужно непременно отменить, чтобы несчастный темнокожий виолончелист Шеку Канне-Масон (второе фото по ссылке) чувствовал себя комфортно и не ущемлялся на официальных мероприятиях.
Или вот чудесная
новость. Надзорная группа во главе с потомками порабощенных африканцев требует от англиканской церкви увеличить репарации до 1 млрд фунтов за связь с рабовладельческой индустрией в прошлом.
И таких новостей всё больше. Тэнгам Е.Боннэр Деббонэр родилась в Британии, получила образование и пробралась в политические элиты, чтобы сполна отомстить коренным англичанам за их колониальное прошлое.
Нам Британию не жалко - это исторический враг России, но всё тоже самое может произойти и с нами. Очень легко представить депутата
Сухроба, который лет через 10-15 «отменяет» РПЦ за нетолерантные высказывания в адрес мигрантов, нужно лишь подождать, когда вырастет второе поколение «новых россиян», в рамках
программы замещения коренного населения.
Сейчас ещё ничего не решено, Россия находится, буквально на распутье. Либо наши дети будут вынуждены испить чашу наших ошибок до дна, либо мы должны решить свои демографические проблемы и перестать разбрасываться российскими паспортами.
Я поместил в начало поста карту, показывающую, выходцы из каких стран составляют большинство иностранцев, постоянно проживающих в изображённых на оной карте государствах. Данные, правда, за 2015-2016 годы, но не думаю, что ситуация радикально изменилась.
Обратите внимание: в любимом нашем Мордоре большинство приезжих - выходцы из вна, то есть, люди, входящие в одно культурное пространство с нами (я и сам родом оттуда, если кто забыл). И это внушает некоторый оптимизм на тему вероятности преодоления демографического кризиса собственными силами.
Если, конечно, наши сограждане прислушаются к "русскому националисту" Апты Алаудинову и начнут считать наличие 3-х детей в каждой семье нормой. А раздавать паспорта атавусам с отрицательной для нас комплиментарностью - Режым прекратит.
* - внесён Федеральной службой безопасности России в список террористических организаций
** - см., например, мой
старый пост о нюансах психологии чубатых рагулей.